Живой классик Голливуда Мартин Мартин Скорсезе написал авторскую колонку для The Hollywood Reporter, и заявил, что агрегаторы отзывов вроде Rotten Tomatoes превращают кино из искусства в контент для быстрого потребления.

фото: gettyimages

Критика или критиканство

Как оценки в школьном аттестате не дают объективного представления об умственных способностях и таланте ребенка, так и отзывы в интернете не дают представления о реальной художественной ценности фильма.

«Любой режиссер подтвердит вам, что тестовый просмотр с фокус-группой — это настоящее испытание для творца. Зачастую предпоказы натурально вредят картине. Вспомните классический фильм Орсона Уэллса „Великолепные Эмберсоны“. После предпоказа студия беспощадно покромсала оригинальную режиссерскую версию картины, которая сегодня считается почти шедевром», — вспоминает Скорсезе.

«Когда люди, преданные кино всей душой, работают вместе, предпоказы могут быть очень полезны. Они помогают понять, правильно ли зритель воспринял посыл картины, какие моменты не ясны. Такая работа помогает подчистить мелкие огрехи и сделать фильм лучше, но эти времена остались в прошлом, когда критики и зрители ценили кино, разбирались в нем и знали его историю, — сетует режиссер — На их место пришли критиканы, которым нравится наблюдать за чьей-то неудачей, за тем, как фильмы и их создателей выбрасывают, отвергают и рвут на части».

Кино — искусство, а не фастфуд

Все окончательно изменилось 20 лет назад, когда вся киноиндустрия стала олдержима кассовыми сборами.

«Раньше „бокс офис“ был лишь одной из важных частей успеха картины, но сегодня он стал единственным, что важно», — считает Скорсезе.

фото: Cinemotion

«Фильм оценивают по количеству собранных денег в первый уик-энд и по отзывам дилетантов в интернете. Рейтинговые агентства вроде Cinemascore и онлайн агрегаторы вроде Rotten Tomatoes не имеют ничего общего с настоящей критикой. Они оценивают фильм как оценили бы лошадь на скачках, ресторан в гастрономическом путеводителе или бытовую технику в на сайте гипермаркета. Всё это чистая коммерция, но это не имеет ничего общего с творчеством и осмысленным просмотром кино. Воротилы кинобизнеса превратили режиссера из творца в ремесленника, а зрителя — из ценителя в потребителя».

По словам Скорсезе, именно агрегаторы отзывов задали тот дилетантский и хамский тон, которым сегодня пронизано отношение зрителя к кинематографу. Даже само название сайта «Гнилые помидоры» настраивает на негативный лад.

«Мама» Аранофски — хороший фильм

Самым ярким примером потребительского отношения к киноискусству Скорсезе назвал реакцию зрителей на фильм Даррен Аронофски «Мама»

«Фильм просто высекли в интернете. Cinemascore поставил фильму рейтинг F. Ранее они же отправили в корзину фильмы знаковых режиссеров вроде Стивена Содерберга и Роберта Олтмана. Но когда я посмотрел „Маму“, я лишь укрепился в своих суждениях. Публика просто жаждет крови. Они готовы уничтожить любого режиссера, просто из-за того, что фильм не достаточно прост для их восприятия. А фильм отличный. это фильм ужасов? Чёрная комедия? Библейская аллегория? Или, быть может, притча о разложении, как моральном, так и природном? Наверное, понемногу этот фильм совмещает всё вышеперечисленное, но определённо не попадает ни в одну из этих удобных категорий».

фото: TVshow.me

«Хорошие фильмы от настоящих авторов снимаются не для того, чтобы их расшифровывать, потреблять или без труда понимать. И даже не для того, чтобы они сразу кому-то нравились. Их просто снимают, потому что это было необходимо человеку по ту сторону камеры, — резюмирует Скорсезе — Волшебник страны Оз», «Эта замечательная жизнь», «Головокружение» и «выстрел в упор». Все эти фильмы были отвергнуты критиками в момент выхода, а сегодня стали классикой”.

В любом случае, время все расставит по своим местам. Томатометры и и рейтинги Cinemascoregrades уйдут в прошлое, возможно, на их место придет что-то еще хуже, но кино будет жить.