Продолжаем рубрику «По следам олдскула», в которой мы вспоминаем самые яркие события музыкальной истории. Недавно мы рассказывали о феномене первого в мире бой-бэнда The Beatles, а сегодня поговорим о «девчачьих» группах, которые открыли это явление в России.

И хотя коллективы, все участницы которых — женщины, существуют давно, в своем современном виде гёрлз-бэнды появились на Западе в девяностых годах. Это была эпоха дэнс-попа и R&B, которая подарила нам Spice Girls и Atomic Kitten. В России гёрлз-бэнды стали популярными уже в начале нулевых, однако были и те, кто успел перенять тренд раньше других. Узнаем, соглашаемся и ностальгируем.

Комбинация (1988)

Появление саратовской группы «Комбинация» было вдохновлено не менее известной группой «Мираж», чья популярность пришлась как раз на конец восьмидесятых. Одна из двух главных вокалисток, Татьяна Иванова, только сдала вступительные экзамены в политех, когда ее позвали петь в новой девчачьей группе. Другая, Алена Апина, училась в консерватории и согласилась подработать во время каникул. Уже совсем скоро «American Boy», «Бухгалтера» и «Вишневую девятку» слушали по всей России.

Одна из причин популярности «Комбинации» заключалась в текстах группы. Это были не просто песни о женщинах, а песни о женщинах в российских реалиях, которые стремительно перестраивались под новую жизнь и капиталистическую экономику. Последний альбом «Комбинации» вышел в 1998 году, хотя группа до сих пор продолжает давать концерты. Правда, от первоначального состава в нем осталась всего одна участница — неизменная Иванова.


Полиция нравов (1990)

Не успела советская мораль рухнуть под наступлением сексуальной революции России девяностых, как страна услышала группу «Леди Стайл», которая позже станет «Полицией нравов». Эпатажные образы участниц не могли не привлекать внимание: девушки брились налысо, носили обтягивающие латексные костюмы и яркий макияж. Стоит ли говорить, что «лесбийским садомазохистским дуэтом» их стали называть задолго до появления «Тату»?

В 1994 году группу прославила песня «Парень из Техаса», которая продолжила заданную «Комбинацией» тему американских кавалеров. Впрочем, помимо музыки у исполнительниц были и другие проекты: от модных показов и съемок для эротических журналов до благотворительных программ по профилактике ВИЧ. В 1997 году в группе осталась одна участница — Фрида, которая продолжила заниматься сольным творчеством.


Лицей (1991)

Участницы «Лицея» учились в Московском детском театре эстрады и были подругами еще до образования группы. Начиная с каверов на ABBA, девушки затем перешли к собственному репертуару. К слову, «Лицей» не всегда была поп-группой, и первые песни коллектива звучали как бойкий молодежный рок. Ничего удивительного, учитывая, что коллективом занимались участники «Воскресения» и «Машины времени».

Главной фишкой имиджа девушек были белые рубашки (как-никак, лицеистки) и гитары, с которыми все трое стояли на сцене в один ряд. За годы существования «Лицея» состав группы не раз менялся: среди участниц была и Анна Плетнева, которая позже основала «Винтаж». Сейчас «Лицей» продолжают выпускать новую музыку, хотя из знаменитой тройки в составе осталась только Анастасия Макаревич.

Обложка: avdisk