Одна из самых противоречивых тем в кругах любителей музыки — смена звучания исполнителей. Понять можно всех: музыканты устают от однообразия и хотят более широкую аудиторию, преданные поклонники уже привыкли к старому стилю и бунтуют против «радио-формата», а новые слушатели, наоборот, пришли благодаря последним релизам и не понимают всеобщего возмущения. В этой подборке мы собрали группы, музыкальные решения которых, как нам кажется, чаще других становились предметом подобных споров. Слушаем и выносим свои вердикты.

Bring Me the Horizon

Уверены, едва прочитав заголовок, вы подумали именно про них. Британцы Bring Me the Horizon — классический пример творческих экспериментов, о которых в рядах фанатов тяжелой музыки говорят не иначе как «опопсели». Начав с дэткор-звучания альбома «Count Your Blessings», группа мутировала в пост-хардкорный «Sempiternal», а в прошлом году выпустила «amo» в жанре электропоп. Впрочем, это не помешало пластинке получить номинацию «Грэмми» за лучший рок-релиз года.

Сам вокалист Оливер Сайкс называет «amo» «более экспериментальным, разнообразным, странным и великолепным из всего, что они делали до этого». И, несмотря на критику новой музыки, в этом феврале Bring Me the Horizon успешно собрали стадионы в Москве и Петербурге.


Linkin Park

«Первый блин комом» — правило, которое часто применимо к первым пластинкам групп. Сырые и неумелые, они важны как этап поиска себя и подготовки настоящих шедевров. Однако эта история — не про Linkin Park, дебютный альбом которых взорвал все чарты и получил «Грэмми» за лучшее хард-рок исполнение. Это был ню-метал «Hybrid Theory» с уже ставшими классикой «In the End» и «Crawling».

Последним альбомом группы стал «One More Light», практически не содержащий тяжелых гитарных риффов и экстрим-вокала и местами звучащий как синти-поп. Музыканты заявили, что эта пластинка — «вызов поклонникам», а также что при ее написании они вдохновлялись старым творчеством The Cure и Tears for Fears. На фитах появились Pusha T, Stormzy и Kiiara. После смерти Честера Беннингтона Linkin Park официально приостановили свою деятельность, хотя Майк Шинода признается, что не против продолжения творчества в составе группы.


My Chemical Romance

На рассвете нулевых в подвале дома серого Нью-Джерси My Chemical Romance записали свой дебютный альбом «I Brought You My Bullets, You Brought Me Your Love», вдохновляясь своими эмо-соотечественниками Thursday и фильмами ужасов о вампирах. Такие же подвалы стали и их первыми концертными площадками, однако уже совсем скоро за ними последовали мировые туры и новые альбомы, каждый из которых группа пыталась сделать непохожим на остальные.

И хотя между первым и последним полноформатными релизами My Chemical Romance прошло меньше десяти лет, между ними нет ничего общего: начиная со звучания и заканчивая концепцией. «Danger Days» — это история об апокалипсисе в солнечной Калифорнии, жанр которой варьируется от поп-панка до электроник-рока. Недавно музыканты вернулись из хиатуса и анонсировали стадионные шоу, солдауты на которые наступали порой за считанные минуты. Каким будет новое творчество группы, не представляет пока никто, но, судя по намекам, уже совсем скоро мы об этом узнаем.

11 июля My Chemical Romance впервые с 2007 года вернутся в Россию и выступят на московском фестивале Park Live.


Enter Shikari

Британцы Enter Shikari с самого начала заявили о своем творчестве, как о смеси пост-хардкора с элементами дабстепа. Тем не менее их звучание за почти пятнадцатилетнюю историю группы (а если принимать во внимание предыдущий проект Hybryd, то и двадцатилетнюю) претерпело изменения.

Так, в первом альбоме «Take to the Skies» было место и экстрим вокалу, и элементам металкора. В последнем, «The Spark», все это уступило место все той же электронике. Впрочем, неизменными остались социально-политическая направленность текстов и любовь поклонников — в 2018 году Kerrang! присудил «The Spark» звание лучшего альбома года. Сейчас Enter Shikari почти завершили работу над новой пластинкой. О том, какой она получилась, мы узнаем 17 апреля, а пока можно послушать несколько песен из ее трек-листа.


Opeth

Начав в 1990-х, шведы Opeth довольно быстро обрели популярность среди любителей дэт-метала. Вокалист Микаэль Окерфельдт сочетал гроул с чистым вокалом, что стало одной из фишек группы. Кроме того, в отличие от большинства похожих исполнителей, Opeth использовали клавишные.

Однако в 2008 году в творчестве группы произошел перелом: Opeth заявили, что дэт-метал сцена больше не вносит ничего нового в музыку, и настало время перемен. Их следующий альбом «Heritage» стал началом прогрессив-метал эпохи. Сейчас группа продолжает успешно развиваться в этом направлении, и в прошлом году выпустила пластинку «In Cauda Venenum», которую критики назвали лучшим релизом ее прогрессив-эры. Кроме того, Opeth не изменили себе в длительности песен: композиции по 7+ минут есть как в первом альбоме, так и в последнем, тридцать лет спустя.

In Flames

Еще одни металисты с тридцатилетней историей — шведы In Flames. Первые пять альбомов группы были выдержаны в стиле мелодичного дэт-метала, пока в 2002 она не выпустила «Reroute to Remain», склоняющийся к альтернативному металлу. Это принесло музыкантам невиданную ранее популярность и помогло возглавить американский фестиваль Ozzfest.

И хотя эту перемену вряд ли можно назвать значительным уходом в «легкую» музыку, многие из старых поклонников In Flames так и не приняли их новое творчество. Тем не менее, сейчас группа успешно продолжает свою деятельность, и в прошлом году выпустила свой тринадцатый альбом «I, the Mask».


Jimmy Eat World

Кто-то знает их как эмо из нулевых, а кто-то — как авторов поп-панк саундтреков к фильмам и сериалам. Так или иначе, до выхода своего знаменитого «Bleed American», Jimmy Eat World считались панк-группой. Однако и из своей эмо-фазы они ушли раньше, чем прошла мода на жанр, и с каждым новым альбомом их музыка становилась все легче и мелодичнее.

Сравнивая первый и последний альбомы, с трудом верится, что это делали одни и те же музыканты. Помимо смены вокала (на первой пластинке главные партии принадлежат гитаристу Тому Линтону, а не Джиму Адкинсу) и звучания, группа продолжает экспериментировать и с визуалом, превратившись из школьников-панков в… то, что мы увидели в последнем вышедшем клипе «555». Впрочем, комментаторы дружно признали, что неожиданность получилась приятной, ведь умение удивлять — ценное качество для каждого исполнителя.


Thirty Seconds to Mars

Наконец, еще один известный пример радикальной смены жанра — американцы Thirty Seconds to Mars. Они дебютировали в 2002 году с одноименным прогрессив-рок альбомом, в котором были и элементы металла, и экстрим-вокал. Альбом тут же принес группе популярность на альтернативной сцене, после чего музыканты решили продолжить развитие уже по иному пути.

Несмотря на то, что на счету у Thirty Seconds to Mars всего пять альбомов, каждый из них имеет свою концепцию и звучит непохоже на остальные. Последней пластинкой стал арт-поп релиз «America», в котором нет практически ничего от дебютного альбома, кроме вокала Джареда Лето и текстов о поиске себя, мечтах и немного — о политике. Критики, как и фанаты, разошлись во мнениях, однако коммерческий успех говорит сам за себя, и Thirty Seconds to Mars продолжают собирать огромные концертные площадки и выступать хедлайнерами крупных фестивалей.

Обложка: Nicola Gypsicola