В декабре киноцентр «Соловей» официально прекратит работу. Рассказываем, чем уникальна история одного из самых известных кинотеатров города, почему активисты борются за его сохранение и как во всем происходящем замешан Никита Михалков.

 

История началась в 1959 году вместе с открытием Всесоюзного бюро пропаганды советского киноискусства при Союзе кинематографистов СССР. Позднее, в восьмидесятых, бюро переименовали во Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», а Союз кинематографистов СССР в 1990 году сменился Союзом кинематографистов России, который возглавил Никита Сергеевич Михалков.

Открытие киноцентра

Проектировать бруталистское здание по адресу Дружинниковская улица, 15 бюро поручило команде архитекторов под руководством Владимира Гинзбурга и Юлия Филлера в 1970 году. Из-за масштабности и высокой стоимости проекта строительство тянулось почти девятнадцать лет.

В 1989 году киноцентр торжественно открыли показом «Великого диктатора» Чарли Чаплина — фильм объединению подарила внучка актера Уна Чаплин (Марни в сериале «Час» и невеста Робба Старка Талиса в «Игре престолов»). Помимо кинозалов в здании расположились фонды и выставочные залы Музея кино, а часть помещений собственники позднее начали сдавать в аренду самым разным организациям. Несколько лет спустя у киноцентра появилась одна из первых в России систем DOLBY-stereo — подарок от режиссера Жан-Люка Годара.

Девяностые, «Арлекино» и череда смертей

В девяностых дела предсказуемо приняли куда менее радужный оборот — в 1992 году в арендованной части здания киноцентра открылся ночной клуб «Арлекино», принесший с собой многочисленные конфликты заинтересованных в нем ОПГ. Несколько раз кинотеатр закрывали из-за разворачивающихся под окнами боевых действий, а в 1997 году совладелец клуба Анатолий Гусев был убит снайпером, стрелявшим из здания, стоящего напротив центра. Убив Гусева и его телохранителя, снайпер не остановился на достигнутом и продолжил расстреливать «Мерседес», на котором они приехали, и сидевшего за рулем водителя, тяжело ранив последнего. Разворачивалась вся эта сцена прямо на глазах посетителей кафе «Синематека», сидевших за столиками на открытой веранде киноцентра.

Киноцентр Соловей
Источник: Алексей Гинзбург

В том же году умер и архитектор Владимир Гинзбург — точные обстоятельства его смерти так и остались невыясненными, а тело не было найдено, но, согласно одной из основных версий, причиной могло стать то, что архитектор, участвовавший в проекте реконструкции здания киноцентра под «Арлекино», потребовал увеличения своего гонорара и в результате был убит недовольной этим запросом ореховской ОПГ.

Внешний облик здания в этот период был испорчен навесными вентилируемыми фасадами, а интерьеры менялись бесчисленное количество раз и довольно быстро утратили всякое сходство с изначальным проектом.

Киноцентр «Соловей»

В 2005 году Союз кинематографистов России, по-прежнему возглавляемый Никитой Михалковым, продал акции здания и вышел из состава собственников. Согласно версии Союза, выбора у них на тот момент практически не было — большую часть здания занимали шумные арендаторы и нормальное функционирование киноцентра была практически невозможно. Новый владелец выставил Музей кино на улицу. После этого в доме поочередно располагались три клуба, а в конце нулевых впервые возник разговор о сносе.

Примерно тогда же дела у киноцентра пошли в гору — в 2009 году в нем прошел Московский международный кинофестиваль, а в 2011 его после реконструкции переименовали в «Соловей» — в честь создателя киноцентра в его нынешнем облике адвоката Юрия Соловья. В то же время количество залов кинотеатра было увеличено до 24-х. Благодаря этому в нем демонстрируется до 50-ти фильмов ежедневно (рекорд — 62 фильма в день). «Соловей» — самый большой кинокомплекс в Восточной Европе.

Сейчас «Соловей» среди киноманов известен преимущественно тем, что работает по парижской системе: фильмы не снимают с репертуара до тех пор, пока зрители на них ходят. Рекордным для кинотеатра стал вышедший в 2001 году французский фильм «Амели» — его в доме на Дружинниковской показывали в течение 37 месяцев. Когда было объявлено о сносе здания, председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов предложил в случае сноса киноцентра ввести формирование репертуара по парижской системе в одном из кинотеатров «Москино».

Угроза сноса, пикеты и петиции

В 2018 году правительство Москвы дало разрешение на строение гостиницы и досугового центра площадью 83 000 м² на месте киноцентра. Текущий владелец здания — АО «Киноцентр», но кто стоит за ним с тех пор, как Союз кинематографистов вышел из состава собственников, неизвестно. Противники сноса «Соловья» самоорганизовались и вышли на пикеты, а затем создали петицию, которую на данный момент подписало уже более ста тысяч человек. Онлайн-активисты распространяют информацию о ходе борьбы за здание под тегом #спасемсоловей.

В ноябре того же года в защиту кинотеатра высказался министр культуры Владимир Мединский, пообещав отправить запрос мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой отозвать разрешение на строительство гостиницы. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов же в свою очередь заявил, что строительство является совершенно законным и вопросов не вызывает.

В марте этого года зданию на Дружинниковской, 15 исполнилось 30 лет. В октябре его защитники подали на власти Москвы в суд за бездействие — на согласованной акции протеста в прошлом году активисты составили резолюцию с требованиями по сохранению киноцентра, которую по закону о проведении публичных мероприятий должны были рассмотреть в течение месяца.

Неделю назад в Мосгордуме прошло инициированное представителем партии «Яблоко» Сергеем Митрохиным заседание, посвященное судьбе кинотеатра. В ходе обсуждения Юрий Соловей предложил мэрии выкупить кинотеатр у АО «Киноцентр», которое он представляет, и увеличить количество залов до 35 (что позволит «Соловью» стать крупнейшим в мире). С этим же запросом к мэрии обратился Никита Михалков — согласно его заявлению, выкуп здания в городскую собственность позволит разместить в нем киноакадемию, секции и съемочные павильоны, тем самым переформатировав его в многопрофильный «дом творчества молодежи».

Принесет ли обращение Никиты Михалкова положительный результат, пока неясно, однако вероятность успеха есть — именно поэтому 4 дня назад на Change.org внезапно материализовалась петиция «Требуем снести пожароопасное здание в центре (Соловей)! Не повторим трагедию в Кемерово», авторы которой уверяют, что здание хотят снести исключительно из-за его аварийного состояния и несоответствия нормам пожарной безопасности, чтобы не повторить случившееся с «Зимней вишней», а также, что «владельцы КИНОЦЕНТРА хотят построить вместо него здание в стиле наших любимых сталинских высоток и что самое главное наш Соловей с репертуаром возродится на новом месте и в новом красивом здании вписывающемся в архитектуру города» (прим.: орфография и пунктуация автора сохранены). Эта петиция сейчас активно распространяется ботами в социальных сетях.

Директор киноцентра Владимир Медведев и Юрий Соловей опубликовали прощальное письмо, в котором поблагодарили зрителей за то, что те в течение долгих лет выбирали «Соловей», и выразили сожаление, что «сейчас Киноцентр „Соловей“ — это уже часть ускользающей советской эпохи».

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 

#спасемсоловей

Публикация от #спасемсоловей (@sos.solovey)

Официальное закрытие «Соловья» анонсировали на 15 ноября, но позднее перенесли на 2 декабря. До этой даты он работает в прежнем режиме, а в баре киноцентра желающие могут купить памятные сувениры. Репертуар кинотеатра, по соглашению владельцев с сетью кинотеатров «Каро», будет перенесен в четыре крупнейших кинотеатра сети, а главной площадкой станет «Октябрь» на Новом Арбате. Показ репертуара «Соловья» в «Каро» будет запущен в январе 2020 года.

Обложка: Александр Щербак (ТАСС)