Ничто не стоит на месте, в том числе двигается вперед и кинематограф, становясь разнообразнее, но при этом сохраняя проверенные временем черты. Жанр ужасов возник практически с выходом первых немых черно-белых фильмов, но за столетие изменился до неузнаваемости: людей в разные эпохи пугают разные вещи. Сегодня мы рассмотрим эволюцию хорроров.

Как все начиналось

Первый в истории фильм ужасов был снят в 1896 году и получил название «Замок дьявола». Это короткометражный немой фильм, снятый французским режиссером Жоржем Мельесом, он же и считается создателем первых кинотрюков и первопроходцем жанра фантастики в кино.

«Замок дьявола» является одной из первых кинокартин Мельеса, где он использовал трюки и спецэффекты. Несмотря на то, что короткометражка получилась комедийной и в некоторых моментах даже абсурдной, критики отнесли ее к хоррорам.

Однако по-настоящему на жанр ужасов обратили внимание в 30-х годах прошлого века, когда люди увидели легендарные кинокартины: «Дракула» (1931), «Мумия» (1932), «Франкенштейн» (1931), его продолжение «Невеста Франкенштейна» (1935) и несколько других. Тогда-то зрители поняли, что происходящее на экране не только может вдохновить и дать новый жизненный опыт, но и хорошенько напугать.

В те времена фильмы ужасов все еще очень сильно отличались от своих потомков, так что в 21 веке хорроры довоенного времени уже не так страшат зрителей, как могли устрашить примерно столетие назад.

Фото: imdb

Хоррор-бум

Альфред Хичкок по праву может называться отцом фильмов ужасов и именно этот режиссер привнес в кинематограф то, что спустя многие годы остается качественным и востребованным. Его «Психо» критики часто называют лучшим хоррором в истории, а с началом деятельности Хичкока жанр ужасов разросся многими поджанрами.

Тогда-то работники киноиндустрии поняли, что хорроры — очень прибыльная работа, поэтому стали снимать огромное количество низкокачественных фильмов, которые перестали нести интеллектуальный или творческий посыл. Как бы то ни было, шедевры продолжали создаваться, и в 80-х годах вышли такие классические фильмы ужасов, как «Кошмар на улице Вязов», «Пятница 13-е», «Хэллоуин» и другие.

Фото: moviehousememories

А что сейчас?

В 2000-х годах, когда качество спецэффектов начало меняться, люди выходили из кинотеатров с дрожащими руками и быстро бьющимся сердцем, так как режиссеры начали делать акцент на внезапность, устрашающих существ и резкую музыку. Всем нам знакомы фильмы «Звонок», «Проклятие», «Поворот не туда» и многие другие, которые еще десять лет назад считались самыми страшными кинокартинами, которые только могут быть сняты человеком.

Теперь же режиссеры делают больший уклон на психологичность и реализм фильмов, пугая зрителей не «тенями в углах», а человеческой жестокостью и неожиданными поворотами сюжета. В фильме «Ведьма», например, остался неразрешенным вопрос о главной героине — действительно ли она обладает мистическими силами, либо же это выдумки ее врагов. Кинокартина поднимает темы непростой женской судьбы и говорит об опасностях, с которыми может столкнуться женщина.

Фото: bloody-disgusting

Фильм 2017 года «Прочь» выполнен в жанре сатирического детектива. В его основе лежит острая тема человеческой жестокости и нетолерантностью. Его режиссером стал Джордан Пил, который спустя два года выпустил не менее пугающий триллер «Мы», который по интеллектуальной составляющей не уступает его предыдущим работам.

Кроме того, среди зрителей пользуются популярностью апокалиптические фильмы, действия которых происходят в далеком или близком будущем. Так фильм «Тихое место» рассказывает об альтернативной планете, где люди могут быть убиты слепыми существами с невероятно хорошим слухом. Любой, даже тихий звук может привлечь существо, справиться с которым можно только одним способом. В фильме показаны теплые семейные отношения, в которых люди готовы пожертвовать собой ради спасения близких.

В 2019 году вышел фильм «Гори, гори ясно», который стал первой кинокартиной в жанре супергеройского хоррора. Отныне супергерой — не всегда каноничный положительный персонаж, готовый спасти всю планету. Режиссер Дэвид Яровески показал процесс борьбы добра и зла, в результате которого добро не всегда побеждает. 

Фото: empireonline

В 2017 году вышла первая часть фильма «Оно», снятого по одноименной книге Стивена Кинга. Хоррор сразу же стал популярен у зрителей, после чего повысился интерес и к автору романа. На успех картины повлияли качество съемки и спецэффектов, игра актеров и грамотная расстановка приоритетов. Каждый герой оказался запоминающимся, со своей историей и характером. А клоун Пеннивайз, главное зло фильма, несмотря на свой пугающий вид наделен обаянием и даже в какой-то степени юмором.

Будет интересно: ТОП-10 самых запоминающихся киношных рок- и метал-групп

Фото с обложки: film