Жанр документального кинематографа у многих интуитивно ассоциируется с чем-то не слишком увлекательным — то ли с фильмами про животных, в которых тигр настигает антилопу у водопоя, то ли с передачами, где хмурый усатый ведущий под тревожную музыку распутывает клубок преступлений какой-нибудь страшно опасной ОПГ. В этой подборке «Совы» — восемь документальных фильмов на совершенно разные темы, снятые в разные годы в разных странах очень непохожими друг на друга режиссерами.
«Снести большой дом», реж. Рэйчел Лирс, 2019 г.

Фильм нескучно рассказывает о низовых избирательных кампаниях нового поколения американских политиков — людей из народа, которые не берут деньги у корпораций и отстаивают ценности, ставшие модными у американской молодежи. В фокусе режиссера находятся четыре героини:
- Кори Буш, которая баллотировалась от Миссури и была намерена представлять интересы не белого населения;
- потерявшая дочь по вине страховой кампании Эми Вилела, штат Невада, отстаивающая доступное здравоохранение для всех;
- Пола Джин Сверенгин из Западной Вирджинии, занимающаяся борьбой с загрязнением окружающей среды корпорациями;
- Александрия Окасио-Кортез из Бронкса, баллотировавшаяся против опытного политика в Нью-Йорке.
Итог выборов всем, кто интересуется происходящим в США, известен заранее, но фильм от этого ничуть не хуже, потому что на самом деле он не про истории личного успеха четырех женщин, а про то, как рождаются низовые кампании и политический климат.
«Режиссер и джедай», реж. Энтони Вонке, 2018 г.

«Последние джедаи» стали, пожалуй, самым неоднозначным эпизодом «Звездных войн» — хвалебные отзывы критиков схлестнулись с волной недовольства фанатов (хотя фанаты саги вообще редко бывают чем-то довольны, в том числе и фильмами самого Джорджа Лукаса), и фильм в итоге оказался одновременно включенным в списки самых заметных кинокартин десятилетия и в списки самых ненавистных поп-культурных событий всех времен и народов. «Режиссер и джедай» — не просто фильм о фильме, а трогательная и немного грустная история о том, как Райан Джонсон, впервые оказавшийся у руля такой огромной франшизы, пытался остаться в здравом рассудке и найти баланс между своим авторским видением, давлением Disney и ожиданиями актеров, годами снимавшихся в «Звездных войнах» до его появления. В качестве приятных бонусов — сидящие на скалах порги и история о русских фанатах, умоляющих не убивать генерала Хакса.
«Это не фильм», реж. Джафар Панахи, 2010 г.

Иранский режиссер Джафар Панахи избежал тюремного срока за «антииранскую пропаганду», но получил 20-летний запрет на профессиональную деятельность, комментирование политической ситуации в стране и свободу передвижения. Под домашним арестом он снял фильм о том, как ему запретили снимать фильм, зачитывая сценарий вслух и заменяя единолично весь актерский состав. «Это не фильм» — размышление о политике, цензуре и искусстве, а заодно и автопортрет самого Панахи. А еще, если верить слухам, на фестивали фильм все-таки смог попасть благодаря тому, что флешку с ним спрятали в торте.
«Париж горит», реж. Дженни Ливингстон, 1990 г.

Отчасти благодаря тренду на «Королевские гонки РуПола», отчасти благодаря тому, что массовая культура сейчас поглощает все, что только возможно, фильм «Париж горит» достали с дальней полки, на которой он совершенно незаслуженно пылился долгие годы. Это истории представителей нью-йоркской квир-субкультуры ballroom, породившей в числе прочих достижений танец вогинг, знакомый многим, как минимум, по клипу «Vogue» Мадонны. Герои этого фильма — аутсайдеры и представители маргинализованных групп, сталкивающиеся с опасностью извне и тщательно выстраивающие собственный подпольный мир.
«Человек-гризли», реж. Вернер Херцог, 2005 г.

Натуралист Тимоти Тредуэлл и его подруга погибли в октябре 2003 года — их разорвал медведь. Но документальный фильм Вернера Херцога фокусируется, в общем-то, совсем не на этом и обращается с материалом — от самой истории с заведомо известным зрителю трагическим финалом до видеоархива Тредуэлла, снимавшего себя в поездках — очень бережно. Режиссер выстраивает трогательную, полную деталей картину не жертвы чудовищного происшествия или собственной глупости, но человека, погруженного в экзистенциальную драму и поиски смысла всего сущего.
«Антон тут рядом», реж. Любовь Аркус, 2012 г.

Дебютный фильм редактора «Сеанса» Любови Аркус «Антон тут рядом», вероятно, получил куда больше внимания на международных фестивалях (в том числе в Венеции, где получил награду итальянских интернет-критиков «Серебряная мышь»), чем в России. Режиссер нашла живущего с расстройством аутистического спектра мальчика Антона благодаря его стихотворению в прозе «Люди» (опубликованному в том же «Сеансе») и начала снимать его, еще не зная, что в итоге Антон станет героем ее будущего фильма. Зрителям события фильма открываются так же последовательно, как открывались ставшему частью жизни Антона режиссеру, а камера постепенно превращается в неотъемлемую часть существования героев.
«Игра престолов. Последний дозор», реж. Джини Финлэй, 2019 г.

…А вот и еще одна документалка о съемках — но на этот раз о съемках другой многомиллионной франшизы. Последний сезон «Игры престолов» стал разочарованием практически для всех от зрителей до не скрывавших разочарования происходящим актеров, но что-то хорошее он после себя все же оставил. «Последний дозор» рассказывает не об исполнителях главных ролей сериала, а о людях, чья жизнь годами проходила за кропотливой работой над теми аспектами сериала, которые остаются незамеченными, хотя очень важны для того, чтобы картина собиралась из кусочков в целое. Из этого фильма вы узнаете о жизни специалиста, который делает искусственный снег, о мужчине, снимающемся в разных ролях в массовке на протяжении всех сезонов (и мечтающих подружиться с Джоном Сноу), о том, кто делает коросты и бородавки, а также о странном сэндвиче, в зависимость от которого впала едва ли не вся съемочная группа.
«Акт убийства», реж. Джошуа Оппенхаймер, 2012 г.

Фильм рассказывает о массовых убийствах, произошедших в Индонезии 60-х, но в центре внимания режиссёра — не жертвы, как можно было бы предположить, а считающие себя спасителями страны бывшие командиры отрядов смерти. Режиссёр, работая в жанре, названном им самим документалистикой воображения, предлагает преступникам/героям реконструировать все совершенные ими жестокие убийства на камеру, и те с легкостью соглашаются. Это фильм об исторической памяти и о том, как даже самое жуткое насилие и жестокость нормализуются, если мы считаем, что находимся на правильной стороне истории.
Обложка: comicbook