Большой исторический экскурс в 1982 год, когда хип-хоп из злой музыки улиц превратился в культурное явление

Сегодня рэп официально самый востребованный музыкальный жанр в мире. В том числе и в России. Он проник везде, от рекламных роликов, до развлекательных ТВ-шоу. И это напрягает многих «тру» адептов хип-хоп культуры. Культовый рэпер Nas в 2006 году выпустил альбом «Hip-hop is dead», но началось все гораздо раньше.

1982 год. Эра, когда хип-хоп стоял на перепутье и двинулся в сторону поп-культуры. Как же так случилось?

Нужно понимать, что представляла собой Америка 1982 года. Экономика пошла на спад. Выросла безработица. Резко выросла инфляция. Снизился уровень жизни. Бронкс, который считается родиной хип-хопа, в те времена походил на зону боевых действий. Черная молодежь бедствовала, бездельничала и злилась. Не имея денег на традиционные развлечения, она придумала собственное. Так зародились рэп-баттлы.

В декабре 1981 года состоялся первый по-настоящему нашумевший рэп-баттл Busy Bee Starski vs. Kool Moe Dee. Действо произвело эффект разорвавшейся бомбы. Темнокожие подростки, среди которых будущие рэп-диджеи и звездные МС, покупали, переписывали и всячески распространяли кассеты с записью баттла.

К лету хип-хоп культура катилась по «перекрестку трех штатов» неудержимой лавиной. Тогда же рэперы впервые начали менять акценты. Вместо легкой танцевальной темы для вечеринок появился социальный и политический посыл. Главной темой лета был трек Grandmaster Flash & The Furious Five «The Message». Мелодия все еще дискотечная, но текст уже вполне серьезный.

Молодежь из бедных черных и латиноамериканских кварталов легко узнавала себя в текстах о бедной безнадежной жизни. Рэп овладел сердцами и умами, но не кошельками слушателей. Воротилы индустрии звукозаписи считали такую музыку слишком медленной и слишком мрачной для клубов и сборников. Рэперов не привечали на студиях, а им не очень и хотелось. Только МС Melle Mel, фронтмен Grandmaster Flash, поддался на уговоры Сильвии Робинсон, совладелицы Sugar Hill Records, и записался на студии.

«The message» стал абсолютным хитом, практически сразу, но важно было другое. Музыкальная индустрия поверила, что музыка не для вечеринок и танцев может найти широкий отклик. Даже более, ставка на социальный подтекст сыграла в полной мере, что проложило дорогу многим поколениям будущих рэперов от Public Enemy до dead prez.

Тремя месяцами ранее Africa Bambaataa & The Soul Sonic записали «Planet Rock», другой культовый хит эпохи, который дал толчок популярности хип-хопа не только в Нью-Йорке, но и во всем мире. А еще с этой песни берет начало движение брейк-дансеров. Трек был настолько удачным, что его с одинаковой охотой играли в черных кварталах и на гламурных вечеринках для богатых белых тусовщиков.  

Зимой 1982 года промоутер Kool Lady Blue при поддержке Europe 1 организовал the New York City Rap Tour во Франции и в Англии. Так культура попала за океан. Для продвижения мероприятия, многие темнокожие артисты стали записывать рэп-композиции, даже не будучи рэперами. 

Этот марафон познакомил мир с  Afrika Bambaataa, Grand Mixer D.ST & The Infinity Rappers, Rock Steady Crew, FUTURA 2000, DONDI, PHASE 2, Rammellzee, а также с Fantastic Four, ребятами, которые показывали шоу с прыжками на скакалке. Именно в процессе the New York City Rap Tour сформировались четыре столпа хип-хоп культуры: рэп, брейк-данс, граффити и диджеинг. 

Невероятно популярная в те времена рок-группа Clash быстро распознала потенциал хип-хопа и стала возить с собой Grandmaster Flash для выступления на разогреве. 

На первых порах именно диджеи были центром всего хип-хоп движения. Легендарный Kool Herc одним из первых придумал вычленять самые популярные отрывки и проигрыши из песен, тем самым заложив основу всей хип-хоп музыки.

Следующей остановкой в нашем хип-хоп путешествии станет The Roxy. Здесь в 1982 году на регулярной основе стали проводить вечеринки «Wheels of Steel», на которых звучала гремучая смесь из хип-хопа, панк-рока и нью вейв. Два последних жанра быстро приглянулись MTV, а вот потенциал рэпа телевизионщики сразу не распознали. Черных артистов в телевизор брали неохотно, и единственным «рэп-видео» на MTV был клип Blondie «Rapture».

Итак рэп в чистом виде не брали на ТВ, но его влиянию было все сложнее сопротивляться. Продюсер Sex Pistols Малькольм МакЛарен создал Buffalo Gals и попытался продвинуть их на ТВ. Но, хотя лицо Малькольма было белым как снег, на MTV первоначально не захотели брать видео c несуразными танцами и граффити. Позже фрагменты этого трека растащат на цитаты многие артисты, включая Эминема.

В этот период самыми популярными и самыми прибыльными тружениками хип-хопа были, вы будете смеяться, граффити артисты. К примеру, LEE уже в 1979 году с успехом организовал выставку своих работ в Италии. А в следующие несколько лет граффити стало неотъемлемой частью пейзажей Нью-Йорка. Мир узнал о Zephyr, CRASH, DAZE, Lady Pink и многих других.

А еще в 1982 году появился подвид рэпа, который наделает много шума десятилетия спустя, это R’n’B. Под влиянием диджеев с восточного побережья, George Clinton записал «Atomic Dog», одну из первых R’n’B композиций.

Затем появились Стэйси Латесо с «Attack of the Name Game» и Indeep «Last Night a D.J. Saved My Life». Это была танцевальная музыка, созданная под влиянием рэпа. То есть влияние хип-хопа на индустрию уже было невозможно отрицать.

К началу 1983 года хип-хоп официально ворвался в поп-культуру. От Grandmaster Flash & The Furious Five и «The Message» эстафета перешла к Run DMC с треком «Its Like That».

К слову, «The Message» в 2003 году стала первой рэп-композицией, которая попала в Библиотеку Конгресса, как культурное достояние США. Afrika Bambaataa & The Soulsonic Force со своей футуристической «Planet Rock» положили начало жанрам электро-фанк, техно и хаус. Хип-хоп музыка не мертва. Она не может умереть, потому что постоянно изменяется, приспосабливается и дает жизнь новым жанрам. И это стало ясно в 1982-м году.

по материалам Complex