С 1961 года весь мир знает 27 марта как День Театра. С чего же все начиналось? Что такое котурны и действительно ли римских актеров убивали на сцене?

Купить билеты в театр

Началось все в древней Греции. Античная драма зародилась в рамках культа Диониса, как одна из составных частей его празденства. Дионис (Вакх) — бог плодоносящих сил земли и виноделия. Его воплощениями считались бык, конь или козел; символом его считался фалл, орган плодородия. Поклонники бога, чаще всего женщины, облачались в шкуры животных (иногда надевали рога на голову) и под звуки флейт и тимпанов изображали свиту Диониса. В возбужденной пляске они доводили себя до исступления, разрывали на части животное, воплощавшее бога, и пожирали его в сыром виде, «приобщаясь» тем самым к божеству. После этого они пестовали бога, как вновь родившегося, тряся корзинкой с фаллом.

Конечно же, эти действия не были простой забавой, а являлись магическим представлением того, что разыгрывание этой картины способствует хорошему урожаю.

Эти вакханалии позже переросли в «Великие Дионисии» — праздник начала весны и первый «театральный фестиваль» в истории, начало которому было положено в 6 веке до новой эры. «Великие Дионисии» длились шесть дней. На этом празднике в последние три дня соревновались трагики, а позже и комедиографы античного мира. Представления длились с утра до вечера, поэтому зрители брали с собой вино и еду на целый день. Кстати, о зрителях: в первую очередь это были граждане Афин, мужчины; во вторую - граждане других городов; в третью - метеки, неполноправные граждане греческих городов (полисов). Насчет женщин ничего неизвестно, но скорее всего доступа к подобным мероприятиям у них не было. На это указывает фраза, сказанная некогда на сцене Аристофаном, известным древнегреческим комедиографом:

Давай будем шутить осторожнее, а то мужчины придут домой и перескажут это своим женам.

По зрительским рядам тогда ходили рабдоки - «палочники», «дубинщики» с посохами, которые усмиряли разбушевавшихся пьяных зрителей.

Существовали в то время и субсидии из «фонда театральных денег», которые назывались теориконом. То есть государство выплачивало деньги бедным для того, чтобы они могли посещать театр. Связано это было с особой дидактической ролью постановок. 

Вернемся к сцене или к «скене», как тогда говорили. На ней изначально присутствовал всего один актер. Первым драматургом и актером был Феспид. «Отец трагедии» Эсхил ввел второго актера — и этим сделал более динамичным действие трагедии. Затем Софокл добавил третьего актера, так возник «закон трех актеров» (одновременно  на «скене» могло находиться лишь три актера). На «орхестре» располагался хор, коему и была уделена большая часть внимания. В центре «орхестры» в начале представления (в период становления сценической драмы) совершались жертвоприношения самим актером.

Механических приспособлений в театре 5 века было очень немного. Когда нужно было показать зрителю то, что происходило внутри дома, из дверей «скены» выкатывалась платформа на деревянных колесах (эккиклема), вместе с помещавшимися на ней актерами или куклами, а затем, если нужно, увозилась обратно. Для поднятия действующих лиц в воздух, служила так называемая машина, нечто в роде подъемного крана. Расцвет греческой драмы имел место в условиях самой примитивной театральной техники.

 

Маски античных актеров
Fomenko.theatre

Участники игры выступали в масках. Греческий театр сохранил это наследие вакханалии, хотя магического значения оно уже больше не имело. Система масок была очень подробно разработана. Они покрывали не только лицо, но и голову актера. Окраской, выражением лба, бровей, формой и цветом волос маска характеризовала пол, возраст, общественное положение, нравственные качества и душевное состояние изображаемого лица. При резком изменении душевного состояния актер в разные свои приходы надевал различные маски. Благодаря маске актер легко мог выступать на протяжении одной пьесы в нескольких ролях. Неподвижность лица компенсировалась богатством и выразительностью телодвижений и декламационным искусством актера. В представлении греков мифические герои превышали обыкновенных людей ростом и шириной плеч. Поэтому трагические актеры носили котурны — обувь с высокими ходулеобразными подошвами. Обувь была очень неудобной, поэтому участники представления нередко ломали себе ноги. Также актеры носили высокий головной убор, с которого спускались длинные кудри, и подкладывали подушки под костюм. Они выступали в торжественной длинной одежде, старинном облачении царей, которое продолжали носить только жрецы. Комедийный актер выглядел чуть иначе: его особенности — толстое брюхо, толстый зад и кожаный фалл; к этому присоединяется карикатурная маска, которая, однако, менялась в зависимости от изображаемых профессий или лиц и в иных случаях имела черты портретного сходства с современниками. 

Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры рассматривались как лица, обслуживающие культ, и пользовались некоторыми привилегиями, например освобождением от налогов. Здорово, правда?

Читайте также: «Золотая маска в городе»: какие театральные представления посмотреть на улицах Москвы

В Риме же были актрисы, однако они выступали только в мимах. Социальное положение актеров было невысоким. Для римского гражданина актерское ремесло считалось «бесчестием»; ему разрешалась любительская игра, но актерство, как профессия, сопряжено было с лишением многих гражданских прав.

Римляне во многом равнялись на греков, однако если в Греции о кровавых расправах лишь сообщал вестник, оставляя страшные картины за кулисами, то в Риме было очень много жестоких сцен. Зрителю нравилось насилие, и чем больше кровавых расправ увидел римлянин, тем он был счастливее. Убивали на сцене, кстати, по-настоящему. Но не волнуйтесь, участнику представления не приходилось играть, зная, что в конце ему отрубят голову или проткнут грудь. Дело в том, что в последний момент приговоренного к смертной казни переодевали в костюм и маску актера, а затем казнили прямо на сцене. Достаточно романтичная смерть, не так ли?

Сейчас наши актеры не ломают ноги и не умирают во время игры, однако ходить в театр по-прежнему интересно. Театр сегодня развивается во всех возможных направлениях: есть документальный театр, физический театр, театр художника и множество других. В документальном театре актер или драматург могут записывать речь какого-нибудь человека, а затем произнести ее со сцены как монолог, человек может и сам рассказать о себе зрителям. В физическом театре главное — пластика тела актера, его движения, позы и жесты, в таком спектакле слов может не быть совсем. Театр художника сосредоточен на работе с предметами и фактурами. 

Один из главных трендов современного театра — интерактивность. На некоторых спектаклях вы можете свободно ходить из зала в зал и самостоятельно выбирать, за кем из героев следить. В других постановках взаимодействия еще больше: актер может задать вам вопрос или попросить что-то сделать. 

Хоть современный театр и не такой, каким был раньше, ему не страшны перемены. Всегда найдутся ценители. А самое прекрасное — это именно то, что зрители всегда будут, и не из-за престижа, а из-за искренней любви к искусству.

Купить билеты в театр

Обложка: Flickr