Плохие новости: все публичные мероприятия на ближайшее время отменены, а любители гречки из-за массовой продуктовой паники переживают нелегкие времена. Хорошие новости: период самоизоляции можно провести увлекательно — пройти какие-нибудь онлайн-курсы, навести дома порядок или просто улечься в кровать с ноутбуком и посмотреть те фильмы и сериалы, на которые раньше вы решили бы не тратить время. Сегодня мы расскажем, почему вам совершенно необходимо срочно посмотреть «Коня БоДжека» (даже если вы глубоко равнодушны к мультипликации).

Краткое описание «БоДжека» выглядит так, будто перед вами то ли очередной ситком, упакованный в мультипликационный формат, то ли обновленная версия «Южного парка». Действие сериала разворачивается во вселенной, где антропоморфные животные живут бок о бок с людьми, а главный герой происходящего — некогда прославившийся благодаря шаблонному ситкому актер, который с переменным успехом пытается вернуть себе былую популярность. Вам может показаться, что всё это вы уже видели когда-то давным-давно в одноголосной озвучке на MTV, но это не так. «Конь БоДжек» только поначалу притворяется очередной сатирой на шоу-бизнес — и все это для того, чтобы потом превратиться в экзистенциальное путешествие по самым темным глубинам человеческой души.

Хочется обойтись без спойлеров, но «БоДжек» имеет линейный сюжет, который становится мрачнее и реалистичнее с каждым сезоном (а их всего шесть). Благодаря этому он куда ближе к монументальным сериалам прошлого десятилетия про антигероев, чем к «Дарье» или тому же «Южному парку», с которыми «БоДжека» сравнивают по формальным признакам.

Источник: Netflix

…А нельзя было просто снять нормальный сериал?

Говорящие кони, совы и собаки, нарисованные герои, которых в итоге все равно, естественно, озвучивают известные голливудские актеры — зачем авторам нужно было упаковывать огромный серьезный сюжет в мультипликационный формат, прекрасно понимая, что это отпугнет большой процент потенциальных зрителей?

Даже опуская тот очевидный факт, что мультсериалы — не только детский формат и заядлым консерваторам пора бы уже с этим смириться, авторы «БоДжека» довольно изобретательно используют для раскрытия сюжета возможности мультипликации. Например, в эпизоде «Рыба, вытащенная из воды» главный герой отправляется на кинофестиваль в подводном городе, где по очевидным причинам оказывается лишенным возможности вербально изъясняться. Всю серию он пытается без слов извиниться перед знакомой, которую когда-то обидел, теряется, не может обменять деньги на местную валюту, а заодно принимает роды у морского конька.

Источник: Netflix

А в серии «Новый клиент» посредством мультипликации изображается так называемая «вторая смена» — нагрузка, с которой имеют дело женщины, получившие право работать наравне с мужчинами, но все так же тянущие на себе весь домашний быт. В этом эпизоде агент БоДжека Принцесса Кэролин, недавно ставшая матерью, но выполняющая тонну ответственной работы и чувствующая себя обязанной сохранять имидж успешной бизнесвумен, делает кучу несовместимых дел сразу в буквальном смысле — создатели клонировали ее и по экрану перемещаются одновременно до десяти Принцесс Кэролин, которые кормят ребенка, делают деловые звонки, меняют пеленки и так далее.

The Face of Depression

В последние годы на телевидении становится все больше сериалов, поднимающих тему ментальных расстройств — что, конечно, хорошо, так как это повышает осведомленность о проблеме, но выхлоп от некоторых из подобных проектов вышел довольно сомнительным. Сериал «13 причин почему», авторы которого обозначили своей миссией просвещение о депрессии, буллинге и подростковых самоубийствах, для многих зрителей стал не поддержкой, а причиной ретравматизации и нестабильных психических состояний. Но, даже если предположить, что кому-то «13 причин» и аналогичные ему сериалы все-таки помогли, нетрудно заметить, что чаще всего на экране с депрессией сталкиваются подростки и молодые люди, а сюжеты складываются либо вокруг самоубийства, либо вокруг благополучного выздоровления.

Тем временем, «Конь БоДжек» представляет собой огромное исследование хронической депрессии, которая была с героем так долго, что легла в основу его личности. Здесь нет никаких волшебных исцелений и нереалистичных радужных перспектив, зато детально и развернуто во времени отражено то, как хроническая депрессия ложится в основу саморазрушающего поведения, последствия которого невозможно полностью устранить. Тем не менее, даже без ложных обещаний светлого будущего создателям в итоге удалось сделать посыл сериала оптимистичным, а последний сезон «БоДжека» и вовсе помог зрителям, страдающим от депрессии, куда больше, чем все авторские примечания и триггер ворнинги в «13 причин почему» вместе взятые.

Источник: Netflix

Феминизм, политика и задорный поп-хит про аборты

Несмотря на все описанное выше, большую часть экранного времени события в «Коне БоДжеке» развиваются в комедийном и сатирическом жанрах — и тут под раздачу попали практически все явления окружающей нас действительности. Здесь есть серии про то, как знаменитости используют феминистскую повестку для того, чтобы пиариться, про актеров, бездумно идущих в политику, совершенно в ней не разбираясь, про бытовой расизм и про то, как создаются инфоповоды в эпоху интернета.

Довольно часто градус сатиры достигает пределов абсурда — в эпизоде «Brrap Brrap Pew Pew» молодежная поп-звезда решает выпустить трек про свой аборт, а во втором сезоне сериала воскресший из мертвых писатель Джером Сэлинджер становится ведущим телевикторины. А иногда сериал совершает поворот на 180 градусов и, наоборот, становится кристально серьезным, показывая зрителю довольно страшные срезы реальности — так, например, в «БоДжеке» раскрыта тема домогательств в шоу-бизнесе и ее всеобщее замалчивание.

Источник: Netflix

Неожиданные камео

В мультсериале про Голливуд и шоу-бизнес без приглашенных знаменитостей в роли самих себя, конечно же, не обойтись, но авторам «Боджека» все же удалось собрать довольно впечатляющий диапазон — от Дэниела Рэдклиффа и Зака Браффа (отыгрывающего намертво прилипшую к нему личину простого парня и режиссера инди-фильмов) до Уиз Халифа и выпрыгивающего из торта Пола Маккартни.

Репрезентация асексуальности

Один из главных героев в «БоДжеке» асексуален (и помимо него в сериале есть еще несколько асексуальных персонажей) — и это не просто вписано для галочки, а полноценно раскрывается в сюжете. Это может показаться не таким уж и большим делом, но асексуальных персонажей в медиа по сей день практически нет. Даже в сериалах и фильмах, где исследованию человеческой сексуальности уделяется основное внимание — во втором сезоне «Полового воспитания» наконец появилась асексуальная героиня, но она мелькнула всего в нескольких коротких эпизодах. А одного из самых известных асексуальных персонажей в поп-культуре — Джагхеда из комиксов «Арчи» — в телесериале «Ривердейл» шоураннеры так и вовсе сделали гетеросексуалом и снабдили вымученной романтической линией. А между тем мы живем в обществе, где асексуальность все еще повсеместно считается то ли мифом, то ли болезнью, а многие люди заводят отношения исключительно из-за социального давления и занимаются в этих отношениях совершенно не доставляющим им радости сексом из страха, что с ними что-то не так и это нужно скрывать.

Создатели «БоДжека» вот уже несколько лет получают благодарственные письма от зрителей, которые узнали, что с ними все в порядке и о том, что вообще такое асексуальность, смотря этот сериал.

Источник: Netflix

И одно из главных достоинств «Коня БоДжека» — он не занимается поиском универсальных ответов на сложные вечные вопросы, а изображает жизнь во всей ее дикости, хаотичности и нелепости, создавая пространство, в котором зритель может поискать эти ответы самостоятельно. А может и не искать — ведь, как отметил один из героев, возможно, искусству и не нужна суть.

Обложка: Netflix