Сегодня, 31 октября, одному из символов советского кинематографа, актеру Анатолию Папанову исполнилось бы 96 лет. В этот день «Сова» решила вспомнить его самые лучшие роли, за которые мы его помним и любим!
Приходите завтра… (1963)

Начать подборку лучших ролей Анатолия Папанова хотелось бы именно с этой картины. По сюжету — молодая девушка из Сибири приезжает в столицу с надеждой стать знаменитой певицей (Вы посмотрите на год выхода фильма — в те времена также часто использовали этот сценарный ход). Она нашла приют у скульптора Николая Васильевича, которого забавляют простота, непосредственность и некоторая наивность в героине. Папанов, который его сыграл, в начале картины предстал в образе сильного и самоуверенного человека, а в конце он выглядит счастливым, но дико уставшим. По нашему мнению, это высокая степень актерского мастерства!
Живые и мертвые (1964)

Анатолий Папанов — участник Великой Отечественной войны, поэтому фильмы с военной тематикой для него были особенными. В этой картине, которая рассказывает о первых днях войны, Папанов сыграл генерала Серпилина, который долгое время пропадал в «сталинских лагерях».
Читайте также: Советские фильмы, покорившие зрителей за рубежом
Берегись автомобиля (1966)

Этот фильм можно уверенно вносить в Золотой фонд советской кинематографии. Папанов также сыграл в этой картине, пусть и небольшую, но запоминающуюся роль — простоватого и грубоватого, но обаятельного подполковника в отставке Сокол-Кружкина, который в конце и произнес известную фразу: «Свободу — Юрию Деточкину».
Бриллиантовая рука (1968)
Еще один фильм, который можно назвать «классическим». Папанов снова играет в одном фильме с Андреем Мироновым, но уже на его стороне — они оба преступника-контрабандиста. По мнению и экспертов, и простых зрителей, оба актера прекрасно справились с поставленной задачей — показать комичность «таких персонажей» через известные каждому ситуации. Реплики Папанова, в которых он говорит с просторечным произношением и «гэканием», разлетелись на цитаты.
Читайте также: Лучшие роли Леонида Куравлева
Белорусский вокзал (1970)
Вы уже заметили, что каждый фильм, который вошел в нашу подборку — это классика советского кино. В этом фильме Папанов сыграл одного из однополчанина, которые спустя четверть века встретились на похоронах своего боевого товарища. Неожиданные ситуации, воспоминания и, конечно же, трогательное исполнение песни «На безымянной высоте» глубоко запали в душу зрителю.
12 стульев (1976)

Очередной фильм, где Анатолий Папанов сыграл вместе с Андреем Мироновым. На этот раз он предстал в образе, который не похож на все его остальные роли — Кису Воробьянинова, аристократа, который потерял свой статус и средства после прокатившейся революции. Даже трудно поверить, что Папанов смог перевоплотиться в такого тихого и неуверенного человека.
Читайте также: Почему Аркадия Райкина прозвали “человеком-театром”?
Время желаний (1984)

В этой драматической картине актер предстал в образе старомодного интеллигента-вдовца, который в своем возрасте полюбил молодую девушку. Она же всегда мечтала о мужчине респектабельном и самодостаточном, поэтому начала активно устраивать карьеру и судьбу героя Папанова, который мечтает о счастливой и спокойной семейной жизни. Но, как оказалось, ничьим мечтам сбыться не суждено.
Холодное лето пятьдесят третьего… (1987)

Роль в этом фильме стала для Папанова последней — из-за внезапной для многих кончины он не успел полностью озвучить своего героя. Действие этой картины проходит во время реабилитации 1953 года, когда на свободе оказалось много настоящих преступников. Анатолий Папанов предстает в образе «Копалыча» — бывшего главного инженера, которого советский суд признал английским шпионом.
Обложка: Drive2