В какие театры идти в сентябре 2016 года и зачем?

В театрах, а их в Москве больше 170, начинается новый сезон. Афиши пестрят названиями, и понять, с какого спектакля вы точно сбежите, а на каком будете аплодировать стоя, совершенно невозможно. Наш краткий гид по самым важным событиям сентября поможет найти то, что вас точно заинтересует. Итак, вы идёте в театр, чтобы….

Побывать на спектаклях, о которых говорят

Заводной апельсин Театр Наций

Самые ожидаемые премьеры сентября — «Заводной апельсин» в Театре Наций, «Гордость и предубеждение» в МХТ им. А. П. Чехова, а самые ожидаемые события — открытие Малой сцены Электротеатра и встреча с режиссером-легендой Анатолием Васильевым.

«Заводной апельсин» сильно отличается от романа Энтони Берджесса и одноименного фильма Стенли Кубрика: создателям спектакля была интересна история самого автора. Он начал работу над романом, когда врачи сообщили, что жить ему осталось не больше года. В основу легла реальная история, случившаяся с женой писателя: в годы Второй мировой войны она в результате изнасилования потеряла ребёнка и пыталась покончить жизнь самоубийством. Как человек после столкновения со злом пытается его понять? Именно эта тема интересовала авторов спектакля.

Сценическая версия романа была создана Ильёй Кухаренко и Юрием Клавдиевым при участии… Google Translator. Режиссёр Филипп Григорян использует искажённый текст как эквивалент «надсата» (сленга, на котором говорят герои Берджесса) и как художественный приём, позволяющий сконцентрировать внимание зрителя на визуальных и звуковых образах. «Заводной апельсин» покажут в Театре Наций 17, 18 и 19 сентября.

«Гордость и предубеждение» — мировая премьера. Впервые в истории постановок роман Джейн Остин ставится как музыкальный спектакль. По словам режиссёра Алексея Франдетти, композитор Питер Экстром писал музыку специально для артистов мхатовской труппы. Живой оркестр, английский парк на сцене и сотни костюмов помогут создать атмосферу старой Англии и по-новому рассказать непростую, иногда комическую историю взаимоотношений богатого аристократа мистера Дарси и простой девушки Элизабет Беннет. Увидеть новую интерпретацию классического произведения можно будет в МХТ им. А. П. Чехова. 24 и 25 сентября.

Малая сцена Электротеатра

22 сентября в Электротеатре «Станиславский» открывается Малая сцена. Она предназначена прежде всего для дебютов молодых режиссеров, участников проекта «Золотой осел» Бориса Юхананова. Спектаклем открытия станут «Фантазии Фарятьева» Евгения Беднякова. По сюжету чудаковатый стоматолог приезжает в провинциальный город и становится случайным гостем в жизни трех женщин. Он пытается навязать им свои идеи о чудесном мире будущего и насильно осчастливить, но они отстаивают свою свободу.

Стоит отметить, что новый сезон Электротеатра на Большой сцене откроется раньше, 15 сентбяря, cпектаклем «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» немецкого режиссера-авангардиста Хайнера Геббельса. Сцена превращается в лабораторию для актера: он сам ставит свет, создает звуки, которые записываются, трансформируются и организовывают ритм движений. Взаимодействие визуального и звукового, философских парадоксов и математических формул, полифонии и пиротехники открывает механику и природу процесса человеческого мышления.

Встреча зрителей с режиссером-легендой Анатолием Васильевым пройдет в Электротеатре 24 сентября. Он создал новую эпоху в русском театре, и его творчество изучают в театральных ВУЗах наравне со Станиславским и Мейерхольдом. Показ видеоверсии спектакля Васильева «Серсо» (Театр на Таганке, 1985), который произвел настоящую революцию в мире театра, пройдет там же 25 сентября.

 

Увидеть спектакли лауреатов «Золотой маски»

Opus №7 спектакль

В сентябрьской афише можно найти немало спектаклей, создатели которых стали лауреатами премии «Золотая маска» (для российских театральных деятелей она сравнима по значимости разве что с «Оскаром»). В «Школе драматического искусства» идут легендарные «Демон. Вид сверху» и «Opus № 7»  режиссёра и художника Дмитрия Крымова; спектакль Константина Райкина «Король Лир» театра «Сатирикон», закрытого на ремонт, можно увидеть Московском молодёжном центре «Планета КВН»; обязательно нужно сходить на «Петра и Февронию Муромских» и «Золушку» Марфы Горовиц  в театре «Практика», и это далеко не полный список.

Любителям фильмов «Залечь на дно в Брюгге» и «Шестизарядник» Мартина МакДонаха нужно успеть на гастроли пермского театра «У Моста» в Учебном театре ГИТИСа. Режиссёр Сергей Федотов стал первооткрывателем ирландского драматурга в России, за что был удостоен «Золотой маски». На этот раз он привозит пять спектаклей: «Палачи», «Лейтенант с острова Инишмор», «Сиротливый Запад», «Череп из Коннемары» и «Калека с Инишмана».

 

Увидеть самые современные пьесы

Фестиваль Любимовка 2016

Главное театральное событие сентября — фестиваль молодой драматургии «Любимовка», который пройдет с 3 по 10 сентября в Театре.doc.. Около 40 новых пьес будут представлены зрителям в виде режиссёрской читки. Этот формат работы напоминает первый этап репетиций и позволяет опробовать тексты на сцене. После каждой читки зрители приглашаются к обсуждению пьес.
На «Любимовке» в свое время начинали Евгений Гришковец, братья Пресняковы, Михаил Угаров, Иван Вырыпаев и другие, так что есть все шансы застать первые шаги будущих известных драматургов.

 

Увидеть классику русской драматургии

860_6-min

Соскучившимся по классике русской драматургии можно съездить в музей-усадьбу А. П. Чехова в Мелихово на спектакль «Дядя Ваня», который играют под открытым небом на веранде Главного дома. Режиссёр спектакля — Искандэр Сакаев, чьи постановки идут в Александринском театре и Театре Наций, поэтому за качество можно поручиться.

 

Увидеть творчество молодых артистов

Мастерская Дмитрия Брусникина

Вот уже несколько сезонов в центре внимания театральной Москвы курс мастерской Дмитрия Брусникина. Ещё на первому году обучения в РУТИ-ГИТИС художественный руководитель театра «Практика» Иван Вырыпаев, увидев экзамен по вербатиму, пригласил молодых актеров сделать спектакль. Летом этого года выпустившийся курс стал резидентом «Практики», а значит, останется театром, как в свое время Мастерская Петра Фоменко, Студия театрального искусства Сергея Женовача и Седьмая студия Кирилла Серебренникова. В сентябрьском репертуаре есть и первый спектакль «Это тоже я. Вербатим», и новая постановка «Девушки в любви».

 

Увидеть другой способ жизни

Кукольный спектакль «Майская ночь»

Тем, кто готов увидеть театр не как развлечение, а как средство для исследования мира, помогающего наладить диалог между очень разными людьми, нельзя пропустить спектакль «Майская ночь» в Московском театре кукол литовского режиссёра Каролины Зерните.

Это спектакль ощущений: глаза зрителей закрыты повязками, актёры-проводники возят их на специальных креслах на колёсиках и создают вокруг них атмосферу фантастической майской ночи с помощью кукол и самых неожиданных вещей. Поскольку мест на деревянных креслах мало, их отдают незрячим или слабовидящим детям. Однако обычные люди могут наблюдать за созданием звуков гоголевского мира из зала, и это не менее интересно: ветер с речными брызгами возникает от трикотажного полотна, которое две актрисы окунают в травяной настой, расправляют и встряхивают; хруст гальки под ногами — от звука, когда мнут зерна фасоли в воде. Такой театр ощущений позволяет обычным людям стать более внимательными к тем, кто живёт иным способом.

 

Пережить острые ощущения

Спектакль «Твоя игра» в «Цветном»

Современные театральные эксперименты отменяют само понятие «зритель»: вы становитесь действующим лицом. Например, до конца августа на четвертом этаже универмага «Цветной» идет «Твоя игра» — представление для одного человека. Вы сами определяете, что с вами произойдёт в зеркальном лабиринте. Это по-настоящему редкая возможность увидеть себя чужими глазами.

15 сентября состоится премьера спектакля-путешествия по мотивам незаконченной повести «Дубровский» под названием «Чёрный русский» (Малый Гнездиковский переулок, дом 9/1). Создатели называют его «спектаклем-триллером»: зрителям выдают маски и приглашают подняться на сцену, пройти за кулисы, спуститься в оркестровую яму и стать «правой рукой и камнем на шее одного из трёх героев: Дубровского, Троекурова или Маши». Остаться наблюдателем не выйдет: придётся быть жертвой, подстрекателем или бессердечным свидетелем ужасов, происходящих в доме Троекурова. Выбор — за вами.