Архитектурные прогулки: шедевры конструктивизма в Москве

Архитектурные прогулки: шедевры конструктивизма в Москве

«Сова» составила список из 8 самых характерных и монументальных построек советского конструктивизма.

В последние дни конструктивизм стал главной темой для дискуссий о московской архитектуре: за сносом Таганской телефонной станции последовало заявление Марата Хуснуллина, назвавшего постройки эпохи конструктивизма «памятниками того, чего нельзя строить». Городские СМИ немедленно отозвались на действия мэрии рядом материалов, посвященных самым значимым постройкам  советского авангарда. «Сова» решила не оставаться в стороне и составила для вас свой список памятников 1920-1930-х годов.

Здание Совета Труда и Обороны

 

Здание Совета Труда и Обороны

Это здание, построенное в начале 1930-х, хорошо известно каждому москвичу. На месте снесенных для постройки церкви Параскевы Пятницы и палат Голицына XVII века, за которые долго боролись искусствоведы, в 1935 году было возведено здание, по планам соединяющее дорогу от Лубянской площади до Дворца советов. Архитектурный гигант и образцовое административное сооружение были построены для Совета Труда и Обороны, который уже через 2 года был упразднен. Позже постройка принадлежала Совету министров СССР, еще через несколько лет Госплану СССР. Здание симметрично и монументально, под крышей занял место лепной герб Советского союза. С 1994 года строение принадлежит Государственной думе РФ

Охотный ряд, 1

Дом Моссельпрома

 

Дом Моссельпрома

Основной этап строительства здания Моссельпрома пришелся на непростое время НЭПа, поэтому ни размерами, ни архитектурными находками проект не отличался. Архитектор Н. Д. Струков начал работу над Домом Моссельпрома в 1912 году, закончил уже после революции. На первом этаже расположились администрация продуктовых магазинов и мучной склад, этажом выше — дирекция и бухгалетерия Часть здания оставили под жилые помещения, в ней поселили работников фабрики имени Бабаева. Между собой москвичи называли постройки советским небоскребом из-за небывалой для 20-х годов высоты здания — 11 этажей. Оформлением фасада занимались известные деятели искусства: Александр Родченко, Вера Степанова и Владимир Маяковский. Слоган «Нигде кроме/ как в Моссельпроме» Маяковский писал прямо на кирпичах, поскольку стены были не отштукатурены, а натюрморты с изображением папирос, молока, пива и конфет «Мишка косолапый» Родченко со Степановой делали на фанерных щитах.

Калашный переулок, 2/10

Дом культуры им. Зуева

 

Дом культуры имени Зуева

В 1929 году по проекту знаменитого русского архитектора Ильи Голосова завершилось строительство одного из главных памятников конструктивизма в мире — Дома культуры имени Зуева. Это здание, чья конструкция основана на ассиметричном расположении правильных геометрических тел, изначально задумывалось как клуб рабочих и носило название «Клуб союза коммунальников имени товарища Зуева». Товарищем Зуевым был никто иной, как слесарь соседнего трамвайного парка, который был казнен за участие в знаковом для большевиков событии — революции 1905 года. Отличительной чертой здания является огромный стеклянный цилиндр, на который как бы нанизаны остальные части здания. Внутри цилиндра сооружена винтовая лестница, соединяющая фойе первого этажа со зрительным залом.

ул. Лесная, д.18

Клуб Союза коммунальников им. Русакова

 

Клуб Союза коммунальников им. Русакова

Здание-шестеренка, балконы которого впервые в мире были вынесены наружу и находились в трех выступающих зубцах. Главная идея сверхновой архитектуры заключалась в трансформации пространства за счет двигающихся стен. Клуб Союза коммунальников, впоследствии Дом культуры, спроектированный и построенный под руководством легендарного Константина Мельникова в 1929 году, назван в честь революционера и большевика Ивана Русакова. Первоначально архитекторы собирались сделать огромные окна-стены из стекла, но из-за того, что окна в 30-х годах удерживали тепло достаточно плохо, от идеи пришлось отказаться. Примечательно, что в 1990 году группа «Nautilus Pompilius» в стенах этого массивного здания записала часть материала для альбома «Наугад».

ул. Стромынка, 6

Редакция газеты «Известия»

 

Редакция газеты "Известия"

В 1927 году, к десятилетию Октябрьской революции, по адресу Пушкинская площадь, 5 возникла большая по тем временам постройка по проекту Григория Бархина — шестиэтажная редакция газеты «Известия» с общим объемом 45 000 кубическим метров. На верхнем этаже виднелись окна-иллюминаторы кабинета редактора, соединенного системой балконов и лестниц с производственными помещениями, находящимися ниже. В проекте 1925 года планировалось строительство 12-этажной башни для сотрудников газеты, но по закону 1926 года внутри Садового кольца запрещалось возводить здания выше 7 этажей. Помимо узнаваемых квадратных часов на торце здания, особенностью стали отштукатуренные под модный тогда бетон кирпичные стены. В 1975 году здание было перестроено Юрием Шевердяевым, в числе проектов которого значатся ЦДХ и гостиница Интурист.

Пушкинская площадь, 5

Дом Наркомфина

 

Дом Наркомфина

Дом-утопия и дом-коммуна, созданный в 1930 году для комфортных условий жизни нового типа советского человека. Гараж, столовая, спортзал, библиотека, прачечная и сушилка — все это располагалось на территории по сути первого в СССР жилого комплекса, именуемого Дом Наркомфина. Людям тридцатых годов это здание казалось настоящим шестиэтажным космическим кораблем, опирашимся на внушительные бетонные столбы. Конструкция здания основывалась на цельнолитном железобетоне, который не удалось разрушить ни бомбежкам в годы Великой отечественной, ни отсутствию какого-либо ремонта со времен постройки дома. Цветовым решением занимался специалист из Баухауса — профессор Хиннерк Шелер. Именно он предложил не обклеивать стены обоями, а гладко окрашивать их в разные цвета. В квартирах-ячейках в разное время жили главный хирург Советской армии Вишневский, живописец Дейнека, солистка Большого театра Инсарова и прочие известные личности.

Новинский б-р, 25, к.1

Типография журнала «Огонек»

 

Типография журнала "Огонек"

Заказ на проектирование типографии «Огонька» пришел Лазарю Лисицкому по почте. «За принятый правлением разработанный Вами проект правление „Огонька“ уплачивает Вам 1500 рублей. Срок выполнения проекта — 6 недель». Лазарь Лисицкий, больше известный как Эль Лисицкий, был культовым советским художником и графиком, автором идеи «горизонтальных небоскребов», однако его проект для «Огонька» оказался единственной воплощенной в жизнь архитектурной задумкой. Проект включал в себя два редакционных корпуса, печатный цех, гараж и трансформаторную подстанцию. Характерная черта сооружения — сочетание сплошного вертикального остекления, прямоугольных и маленьких окон-иллюминаторов. После необоснованного ареста в 1938 году главного редактора журнала М. Е. Кольцова за «антисоветскую и троцкистскую деятельность» здание было передано НКВД, сейчас оно принадлежит ФСБ.

1-й Самотечный переулок

Гараж Интуриста

 

Гараж интуриста

Константин Мельников все свои проекты обычно разрабатывал сам, но при планировании этого здания он решил доверить рабочие чертежи В. И. Курочкину. Для 1934 года это было достаточно типичное промышленное сооружение с плоскими остеклёнными фасадами, но подключившийся на последних этапах строительства Мельников сделал композицию здания более интересной. Гараж Интуриста является торжеством геометрических форм. Главными задумками архитектора были фасад-экран, в круглой витрине которого по задумке должны были проезжать автомобили и диагональ, разрезающая и делящая здание на 2 части, заканчивая композицию знаком бесконечности. «Путь туриста изображен бесконечностью, начиная его с размаха кривой и направляя его быстрым темпом вверх в пространство», — писал Мельников. В настоящее время здание гаража занимает Автотранспортная служба Управления материально-технического обеспечения ФСБ.

ул. Сущёвский Вал, 33

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz