О творчестве Курентзиса и о том, какое место в нем занимает прокофьевская «Золушка», читайте в нашей обзорной статье. 

Купить билеты на концерт

Теодор Курентзис на сегодняшний день — один из самых неординарных и интересных музыкантов с впечатляющим послужным списком. Он родился в Афинах, где получил высшее образование и основал камерный оркестр. В возрасте 22 лет Курентзис начал обучение в Санкт-Петербургской государственной консерватории у музыкального педагога, создателя ленинградской дирижерской школы Ильи Мусина, воспитанниками которого являются художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, бывший главный дирижер Большого театра Василий Синайский, главный дирижер симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии Юрий Темирканов.

Спустя 10 лет Курентзис основал два коллектива: оркестр «musicAeterna» и одноименный хор, а в 2014 году получил российское гражданство. Сегодня Теодор Курентзис занимает должность художественного руководителя и режиссера Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, на базе которого и работают его музыкальные проекты «musicAeterna». В 2016 году Курентзис стал «Дирижером года», по версии немецкого оперного ежемесячника Opernwelt на основании мнений 50 музыкальных критиков.

Вызывает некоторое удивление, почему дирижер с таким опытом и послужным списком решил возглавить театр в небольшом уральском городе. На этот вопрос Курентзис отвечает сам в ноябрьском интервью проекту «Сноб»: «Любое живое дело требует свежей крови. Без этого искусства не бывает. Вместе с моим оркестром и хором мы прошли длинный путь. Можно по-разному его оценивать. Но никто не рискнет утверждать, что мы шли по проторенному пути, выстланному коврами и розами. И в том, что он привел нас в Зальцбург, в эту цитадель классического искусства, я вижу определенную закономерность: значит, направление было выбрано правильно. Но я могу со всей убежденностью сказать, что это стало возможно только благодаря работе в провинции».

20 декабря в Перми была представлена премьера новой версии балета «Золушка» Сергея Прокофьева в постановке главного балетмейстера Пермского оперного театра Алексея Мирошниченко. Сюжет балета перенесен на балетные подмостки 1957 года, где, по словам самого Курентзиса, выведены «и Хрущев, и Фурцева, и Большой театр того времени». В том же интервью проекту  «Сноб» Курентзис называет прокофьевскую «Золушку» этаким «тоскливым счастьем», а ее новую версию — «спектаклем в спектакле, в котором должна присутствовать магия театрального закулисья».

Любопытно в этой истории, что Сергей Прокофьев закончил работу над балетом после своей поездки в город Пермь. Премьера балета состоялась в послевоенной Москве в 1945 году в Большом театре с Галиной Улановой в заглавной партии. Сказка Шарля Перро легла в основу либретто, однако действие балета композитор перенес в эпоху правления Елизаветы. Прокофьев включил в балет мелодии таких танцев, как фламенко, галоп, менуэт, гавот и даже па-де-шаль, представляющий собой грациозную игру нескольких танцовщиц с легким шарфом.

Сам Курентзис назвал новую постановку сентиментальной и, как отметили в журнале «Театрал», «умерил вулканический темперамент музыки для выявления музыкальной концепции». Критики отметили мягкость, деликатность и даже некоторую камерность нового прочтения прокофьевской «Золушки», что на контрасте с резкими всплесками делало постановку еще более хрупкой и прозрачной.

Новая «Золушка» уже получила положительные отзывы от ряда ведущих российских изданий. «Все взлеты любви, творческого горения и крушение надежд оказались в руках дирижера Теодора Курентзиса. Он своим шансом воспользовался сполна, и „Золушка“, задуманная как балет о балете, все же оказалась балетом о торжестве музыки», — пишет газета «Ведомости».

Купить билеты на концерт

Фотография: www.echoperm.ru