Плохой звук на концертах: почему это происходит?

Плохой звук на концертах: почему это происходит?

Приходя на концерт, мы ожидаем услышать качественный звук — по крайней мере, на уровне студийной записи, которую услышали в анонсе. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев, звук далёк от того идеала, который мы ожидаем услышать.

Даже на площадках, которые (казалось бы) специально сконструированы для проведения больших музыкальных мероприятий (в Москве это Крокус Сити Холл, Дом музыки, Stadium Live и т.д.).В этой статье я постараюсь максимально доступным языком, без углубления в терминологию, рассказать, почему это происходит.

Хороший звук, как и хороший куриный суп, определяет множество факторов. В случае с супом важно сначала достаточное количество времени варить курицу, потом добавить туда некоторые приправы (соль, перец) в строго определённых пропорциях, затем — овощи и вермишель, опять же, строго согласно рецептуре. При этом, если в качестве исходного куска мяса будет выбрана очищенная грудка, то бульон должен получится более прозрачным, чем если бы изначально вы выбрали более жирную часть.

chicken_soup_001

Повара и домохозяйки скажут, что я полный профан в приготовлении куриных супов. Тем не менее, я способен приготовить себе суп — хотя, возможно, он получится не настолько вкусным и правильным, как у них. Подготовку музыкального концерта можно сравнить с готовкой куриного супа. Для того, чтобы всё получилось «как надо» или максимально хорошо, необходимо:

1) Найти правильную площадку

 

В случае с супом, казалось бы, играет роль только объём ёмкости. Тем не менее, вряд ли кому-то придёт в голову сделать кастрюлю из бумаги, пластика или дерева. Сомнительно, что суп получится сварить в пластиковом пакете из ближайшего супермаркета. Мы прекрасно понимаем: для того, чтобы сварить суп, нужна металлическая ёмкость (не будем говорить про глину и прочие ёмкости для эстетов). Выбирая площадку для концерта, многие не проводят этой простейшей аналогии. Для хорошего звука нужна определённая отделка помещения, в некоторых случаях — специальные акустические ловушки или экраны. Если поставить пару колонок на заброшенном заводе площадью 1000 квадратных метров, звук вряд ли будет хорош. На звук влияют мельчайшие детали — от конфигурации зала до соотношения длины и ширины.

2) Удостовериться, что площадка подходит мероприятию по вместимости

 

Вряд ли кому-то придёт в голову варить суп на семью из пяти человек в маленьком металлическом ковше. В то же время, если я делаю суп для себя и на один раз, бессмысленно и не очень удобно использовать для этого огромную семилитровую кастрюлю. В битком набитом зале, равно как и в полупустом, звук может кардинально отличатся от предварительной задумки звукорежиссёра. Очень грубо говоря, изменения связаны с наличием или отсутствием дополнительных объектов в пространстве зрительного зала. Особенно сильно фактор наполненности зала влияет на звук на площадках с танцевальным партером.

3) Завезти правильное оборудование, согласно техническому райдеру артиста

 

Я уверен, что придя в магазин за картошкой, луком или морковью, вы внимательно относитесь к качеству продукта. Вряд ли вы купите испорченный, гнилой овощ. Тем более внимательно вы относитесь к выбору курицы — если гнилой овощ может опустошить неприятным способом ваш желудок, то гнилая курица, при определённых раскладах (фантастических, конечно!) может вас убить. У большинства крупных западных и российских артистов существует технический райдер. Это список оборудования, который необходим для качественного звука на мероприятии. Иногда — на котором артист уже отработал концертную программу с «правильным» звуком. Для понимания масштабов: рассказ про всё оборудование, которое необходимо для большого клубного концерта — тема отдельной статьи, аналогичной с этой по размерам.
Если завезти оборудование, которое качественно не будет соответствовать техническому райдеру артиста — звук может быть очень плохим (гитара не будет звучать ярко; бас будет гулким, а не упругим; вокал будет «как из бочки»; будет тот самый пронзительный «свист» при некоторых движениях музыкантов и т.д.).

Просто представьте — в курином супе вместо мяса курицы использовать мясо страуса или собаки, а вместо картошки — авокадо. Нужно понимать, что даже при полном соблюдении технического райдера, какой-то специфический функционал отдельно взятого прибора (например, гитарного усилителя) может «начать портиться» и приходится, как в случае с фруктом, какую-то часть «отрезать», что тоже негативно влияет на звук. Опять же, для понимания: расписать достаточно подробно все нюансы, которые влияют на концертный звук, можно в рамках примерно десяти статей аналогичного размера. Чем менее популярен артист, тем больше вероятность разочароваться в звуке на концерте. Технический райдер любых концертов — один сплошной компромисс между адекватным бюджетом и более-менее приличным качеством.

4) Дать людям спокойно работать

 

Открывая кастрюлю каждые 10 минут и постоянно меняя уровень нагрева, вы никак не способствуете более быстрому приготовлению супа (скорее мешаете). Перед концертом музыканты и их звукорежиссёр обязательно должны услышать друг друга — эта процедура называется саундчек (англ. soundcheck — настройка звука). Именно звукорежиссёры творят невероятные чудеса, настраивая на плохом оборудовании, установленном в странном месте, более-менее удобоваримый звук (а иногда даже тот, который массовый слушатель считает «хорошим»). Именно звукорежиссёры творят невероятные чудеса, умудряясь сделать плохой звук на отличной площадке с новым, фирменным оборудованием в строгом соответствии с техническим райдером. Корень зла и добра, сердце любого концерта — тот человек, который стоит за большим и широким пультом, похожим на пульт управления космическим кораблём. Одна из наиболее частых причин плохого звука на больших стадионных концертах — отсутствие достаточной квалификации у звукорежиссёра, которому доверяет группа. Иногда стоит спросить совета у людей, которые много лет готовят суп в той же кастрюле — например, у мамы, бабушки... или местного звукорежиссёра.

 

5) Ничего не менять до выступления

 

В процессе готовки куриного супа вы решили добавить туда немного рыбы, бананов и сметаны. Именно таким образом выглядит мероприятие, в котором участвуют сразу несколько исполнителей. За пульт встаёт другой звукорежиссёр, у музыкантов совершенно другие требования к звуку на сцене... предыдущие настройки сбиваются и не запоминаются. Если за пультом остаётся тот же звукорежиссёр, а настройки кардинально не меняются (обычно подобное практикуется на стадионных концертах с «разогревом»), то непосредственно «разогрев» звучит совершенно не так, как на записи. В редких случаях — удобоваримо (если настройки дали поменять хоть немного; у группы есть свой звукорежиссёр, которому доверяют; стиль музыки более-менее схож с главной группой вечера). В большинстве случаев зрителям совершенно непонятно, что происходит на сцене и когда уже выйдут те, кого они ждут.
Я намеренно не включил в статью какие-то совершенно очевидные вещи, которые влияют на звук (например, если у музыканта плохое звукоизвлечение или он вовсе не умеет играть на своём инструменте). Тем не менее, если эти пять пунктов будут выполнены, существует 99% вероятность того, что звук на концерте будет как минимум неплох, а суп — съедобен.

Приятного аппетита и ходите на концерты!

Василий Салий специально для Совы

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz