23 сентября в бизнес-школе RMA состоялся круглый стол, посвященный итогам фестивального лета-2016. 

Итоги фестивального лета

Круглый стол посетили представители крупных концертных агентств страны (Pop Farm, TCI), организаторы известных фестивалей (Stereoleto), а также глава билетного агентства Ponominalu Михаил Минин. Ведущим круглого стола был Борис Барабанов, музыкальный обозреватель газеты «Коммерсант».

Фестивальное лето в этом году выдалось в России насыщенным и разнообразным: в июне прошли Bosco Fresh Fest, Maxidrom и Ahmad Tea Music Festival, в июле — Park Live, «Ласточка» и «Пикник Афиши». Все три месяца по разным городам страны ездила «Усадьба Jazz», в Санкт-Петербурге с успехом отгремел Stereoleto, хедлайнерами которого стали исландские суперзвезды Sigur Ros (по признанию промоутера Ильи Бортнюка, он давно мечтал о концерте любимой группы и наконец воплотил своё желание), а в соседней Латвии уже второй год подряд отыграла сменившая прописку Kubana.

Все спикеры сошлись на том, что проведение фестиваля в России — дело нелегкое, даже если на нем выступают давно известные и любимые артисты. Особенно трудно приходится поначалу, ведь когда мероприятие себя окупает, это уже хороший результат, но иногда приходится работать и в убыток. Люди сперва присматриваются к фестивалю и только потом начинают ему доверять. Зато на уже хорошо раскрученный фестиваль зрители ходят охотно. Многие покупают билеты, даже не дождавшись объявления хедлайнеров, так как доверяют вкусу промоутеров и ценят не только музыкальную программу, но и общую атмосферу.

Илья Островский (Kubana) рассказал о разногласиях с властями и переезде фестиваля в Ригу, где некоторые считают это задуманным в Кремле пророссийским мероприятием. Нелегко приходится российским фестивалям: и там, и тут они воспринимаются как нечто чужеродное. И все же Kubana прошла более чем успешно, собрав более 15 000 человек, многие из которых приехали из России.

Как бы ни раздражали зрителей огромные рекламные баннеры и логотипы на афишах, ни один фестиваль не функционирует без сторонних спонсоров. Продажи билетов покрывают только незначительную часть расходов, а сильно повышать цены нельзя, иначе никто просто не придёт. Особенно трудно приходится брендированным фестивалям вроде Bosco Fresh Fest (о чем сообщил его организатор Илья Куснирович). Одного спонсора не хватает, нужно всегда искать дополнительных, а они не очень-то рвутся помогать фестивалю, у которого главный спонсор обозначен уже в названии.

пикник1

На разных мероприятиях часто выступают одни и те же артисты, и это связано с тем, что больших звезд в стране и на просторах СНГ мало. Без крупного хедлайнера нелегко, а артистов уровня Земфиры и «Ленинграда» можно буквально по пальцам пересчитать. Впрочем, не стоит забывать и о просветительской миссии. На хорошем фестивале должны выступать не только известные исполнители, но и подающие надежды молодые музыканты. Однако последних не должно быть много, так как средний зритель не очень любит незнакомые имена. Оптимальное количество новичков — 10% от общего числа артистов в лайн-апе.

Еще 10 лет назад фудкорты и маркеты считались приятным дополнением, сегодня же без них невозможно представить ни один фестиваль, даже маленький и бесплатный. Естественно, на поиск партнеров и переговоры с ними требуется дополнительное время. Также практически все выступающие отметили, что московского зрителя стало уже сложно удивить. Если раньше любой концерт или фестиваль (особенно с зарубежными звездами) привлекал внимание столичных жителей, то сейчас выбор стал более широким и разнообразным. Однако, несмотря на это, посещаемость фестивалей остается на достаточно высоком уровне. Например, «Пикник "Афиши"» посетило более 58 000 человек, а Maxidrom — рекордные 80 000 человек. Но у каждого, даже очень популярного события, есть свой потолок: площадки тоже ограничены по вместимости.

Flow Festival

Также россияне все активнее посещают европейские музыкальные фестивали: финский Flow Festival в этом году посетили 75 тысяч гостей, более 1300 из которых — меломаны из России. Подсчитать точное количество наших соотечественников, побывавших в Хельсинки, довольно сложно: некоторые россияне купили билеты у финских операторов, которые пока что не предоставили точные данные. 

К сожалению, фестивали — это сезонная, летняя история. Холодной зимой масштабные мероприятия проводить гораздо сложнее. Но, как отметил директор Ponominalu Михаил Минин, зимние фестивали все же существуют — только на них ходят не в Москве, а в Сочи. Правда, и состав исполнителей сильно отличается от привычных — на «Рождестве на Розе Хутор» выступают в основном звезды российской эстрады.