Режиссер клипа Noize MC «Грабли» рассказала о любимых музыкальных видео, увлечении фотографией и опыте в шоу-бизнесе. 

— Это ваш первый клип. Расскажите, как так получилось, что вы начали снимать клипы?

— Да, это мой дебют. Я не решала это, конечно. Просто это то, чем я вообще всегда хотела заниматься. Я не училась в киношколе, не снимала никаких роликов до этого. Я как-то чувствую, что надо делать и делаю. Когда начались сами съемки, я осознала, что это, наверное, один из самых естественных мне процессов, что со мной происходили в жизни. Я очень волновалась и боялась до съемок.

Было мало времени на подготовку — это вгоняло в невротические рамки, было страшно, что не было возможности проверить, как детали будут жить в кадре. Я даже думала, что это похоже на то, как если ты авиаконструктор, и придумал какой-то новый летательный аппарат. И вот множество людей подготовили железо, собрали все из деталей по твоим чертежам, даже усадили в этот аппарат людей, а теперь только нужно, чтобы он взлетел. 

Вот эта пауза перед тем, как ты видишь, как все готово, но еще не знаешь, взлетит ли твоя разработка или нет — это очень страшно. Мне пока веры в себя не хватает. Но круто, что все в итоге получается, летит и живет.

— Вы планируете снимать другие музыкальные видео? Если да, то когда мы сможем их увидеть?

— Я не могу это планировать. Но я очень хочу снимать. Надеюсь, что в ближайшее время будут выходить новые проекты.

— Свой первый клип вы сняли для Noize MC. Почему выбор пал именно на этого исполнителя?
—Ну просто Radiohead уже успели с Полом Томасом Андерсоном договориться. Так бы я, конечно, снимала для них 🙂 

Моего выбора в этой истории не было. Это просто подарок судьбы. Ане Алексеевой нравились мои фотографии, мы заговорили о том, что я хочу делать. Слово за слово, и вот я уже отправляю ей и Ване два синопсиса на песню, а они выбирают один. Из которого потом и вырос клип. Я им бесконечно благодарна за этот шанс.

— Какие клипмейкеры вам нравятся? Какие клипы у вас самые любимые?

— Я мало знаю клипмейкеров. А Корбайна назовет, в общем-то, каждый мало-мальски образованный человек. Мне нравятся некоторые видеографии артистов или определенные подходы. Например, когда видео концептуальны, когда создают вместе с песнями общее смысловое пространство.  Когда клипы — маленькие фильмы, истории. Мое главное потрясение и восхищение последнего времени — это четыре клипа на четыре песни последнего ЕР Massive Attack. Каждое видео — маленький шедевр с точки зрения драматургии, психологизма, напряжения. И с визуальной точки зрения безусловно. Пластика алкоголика, переходящая в зомбические танцы в одном клипе, движение пары, где женщина идет спиной — как некая безоружность в любви.

Часто бывает здорово, когда кинорежиссеры снимают клипы. Гондри с них начинал и продолжает периодически. Его последний клип для White Stripes «City Lights» совершенно замечательный. Очень простая идея. Круче всего, когда на простой идее люди делают маленькое нечто. А, ну вот еще все же из клипмейкеров кого люблю — Луи Бродински, французский деятель такой. И чтобы сразу к франкоговорящим добавить — очень люблю у Стромэ и видео к песням, и вообще работу с визуальным рядом для его шоу.

Нравятся клипы Arcade Fire. Из роликов последнего времени понравились «Robbers» The 1975, «Miracle Aligner» и «Aviation» The Last Shadow Puppets. Выдающийся вообще клип «Gosh» у Jamie XX. Нравится, наверное, буквально всё, что делают в своей видеографии Sigur Ros. А любимейшее видео у них «Fjögur píanó» с Шайей ЛаБафом. И невероятно прекрасное видео вот недавнее у них, «Óveður», с бездомной женщиной. У Young Fathers отличный клип на песню «Shame».

О, и ещё рекомендую посмотреть очень-очень красивый сюрреалистический клип у Бенджамина Клементина на «I Won’t Complain». И снят он двумя режиссёрами, одна из них — русская девушка Маша Васюкова. Я удивилась очень, когда увидела. Поискала интервью с Машей. Она из Калининграда, уехала во Францию. Снимает вот. Какая-то большая гордость за незнакомую мне девушку. Из российских исполнителей мало, кого можно выделить, с таким вдумчивым подходом к клипам. Но вот, например, у Tesla Boy два последних клипа просто офигенные — на песню «Nothing» и на песню «Circles».

Очень крутая видеография у On-The-Go. Мой фаворит там — клип на песню «Crumpled Memories», где танцует бездомный альбинос в наряде из мусора, но похожем на птичьи перья. У Дельфина хорошая видеография.

Один клип меня в свое время просто потряс. Это не очень известный у нас исполнитель Паоло Нутини, «Iron Sky». По мне, режиссер просто гений-визионер. Клип снят недалеко от Киева, кстати. Это такая антиутопия псевдодокументальная о людях, которых пытаются контролировать сводящими с ума звуками. Всё это на фоне индустриальных пейзажей и в такого же рода локациях постсоветского пространства. Шедевр.

— Вы до этого увлекались фотографией. Джеймс Дин говорил Дэннису Хопперу, что любой фотограф рано или поздно захочет снимать кино. Вы согласны с ним?

— Не согласна. Это довольно категоричное утверждение. А жизнь слишком вариативна. Сотни выдающихся фотографов и не думали снимать кино.

— Что необычного в этом клипе? Почему люди должны его посмотреть?

— Необычного в моем клипе не знаю что, откровенно говоря. Мне трудно его судить, он же мой. Но мне думается, что в нем есть довольно сильная эмоция, которую мог испытать однажды каждый. Момент эффекта дежа вю всей твоей жизни. Бега по кругу. Может быть, это покажется близким людям.

— Вы также занимались музыкальным менеджментом — этот опыт помог вам в работе над клипом?

— Трудно сказать. В момент работы над клипом мне помогали и мешали многие мои черты. Они сформировались и до моей работы как музыкального менеджера, и в процессе.

Я человек очень эмпатичный. Это и помогает, и мешает одновременно. Я часто очень волнуюсь, что кому-то может быть некомфортно, или неловко рядом со мной, начинаю суетиться, чтобы это как-то поправить. В итоге сама на себя злюсь, процесс страдает. Но с другой стороны, это помогает в нужный момент быстро реагировать, чтобы направить человека в нужную же тебе сторону.