30 октября в Московском планетарии состоится концерт музыкального проекта zerolines. В преддверии этого мероприятия «Сова» пообщалась с Олегом Нестеровым - музыкантом и лидером группы «Мегаполис», продюсером и писателем - о творческих планах, молодых исполнителях, музыкальном вкусе, а также о том, что ждет посетителей, пожалуй, самого "внеземного" концерта группы.

Билеты на концерт zerolines 30 октября в Москве

"Сова": Олег Анатольевич, расскажите, как человек, окончивший Московский электротехнический институт связи по специальности «Передача дискретной информации», оказался в мире музыки? 

Олег Нестеров: Для меня в жизни гитара стала главной в 14 лет, и все свои студенческие годы я проиграл в своем ансамбле. Техническое образование серьезно структурирует мозги, и как продюсеру мне это впоследствии очень помогло.

С: Какую музыку Вы слушаете в повседневной жизни? Какими исполнителями или коллективами (российскими и зарубежными) Вы вдохновляетесь?

О.Н: Уже почти 10 лет я слушаю только академическую музыку, она вдруг стала мне очень интересна. Причем только на виниле. Открываю для себя новый материк, ранее неизведанный, и диапазон моих открытий очень широк: от Моцарта (в первую очередь фортепианные концерты), который звучит для меня каждое утро, до Альфреда Шнитке, в которого я серьезно погрузился последнее время. Любимый исполнитель – пианист Григорий Соколов.

С: В последние годы на отечественной сцене появилась целая плеяда молодых исполнителей. Что Вы скажете об их творчестве?

О.Н: Меня очень вдохновляет новое поколение музыкантов, как будто плотину прорвало. Свежесть, энергия, они переоткрывают для себя мир заново, очень любопытно это наблюдать. 

С: Телеведущий, продюсер, музыкант, писатель, преподаватель, работа в кино и на радио... Есть ли еще сфера, где бы Вы хотели себя попробовать?

О.Н: Конечно есть, и еще будет. Высота, пока мне не покорившаяся – драматургия. Хочу написать очень хороший сценарий. А еще – научиться работать с деревом. И поднять в воздух маленький самолет.

С: Поделитесь своими творческими планами на будущее? Может быть, поклонников ждет новый трек/альбом или новый музыкальный проект? А может - новая книга?

О.Н: Сейчас всё мое время и силы занимает большой проект интуитивной музыки zerolines, который мы представим в Московском планетарии 30 октября. Немного позже этот материал выйдет отдельным альбомом. После этого настанет в моей жизни эра «Мегаполиса», мы уже кое в чем продвинулись по новой музыке, и для меня возникнет хорошая возможность сконцентрироваться. Что касается книги – у меня есть замысел третьего романа, и я потихоньку собираю материал. В какой-то момент уеду на край земли и напишу текст.

Билеты на концерт zerolines 30 октября в Москве

С: Такие проекты, как zerolines не появляются просто так - за ними стоят большие истории. На официальном сайте сказано, что первые идеи возникли еще в 90-е. Но что повлияло на появление таких идей: чья-то музыка, личные переживания, состояние души, происходящее в стране или что-то другое?

О.Н: Проект возник с попытки иначе «принимать» музыку, действовать не в одиночку, как композитор, а использовать «коллективный гений», энергию взаимодействия нескольких людей. При этом возникает поразительный феномен, описанный в науке – квадрат суммы участников, а не просто их арифметическое сложение, все они одновременно взаимодействуют друг с другом и возникает энергия чудовищной силы – именно по такому принципу работает атомная реакция. 

Ничего подобного в начале 90-х я не знал, просто мы стали практиковать играть музыку без всякой цели, что в голову взбредет. Через два года регулярных практик мы пробили первый нефтеносный горизонт. И с тех пор знаем, как это делать, и делаем это регулярно. В тот момент нам была очень близка музыка Брайана Ино и конкретно его альбома «Another Green World», который я считаю великим и образующим. Годы спустя, я прочитал, что сделан он по схожим технологиям. А мы в тот момент просто понимали, что достать музыку определенной глубины можно только таким образом.

С: Для многих понятие "интуитивная музыка" - дремучий лес. Расскажите, пожалуйста, о нем так, чтобы его суть долетела до каждого читателя. 

О.Н: Это очень просто. Это самая красивая и точная музыка на земле, потому как приходит она прямо в сердце. Мы просто нашли способ попадать регулярно под этот волшебный поток (коллективный гений, о котором я говорил), фиксируем все это, и учимся играть эту музыку без потерь на концертах, что сделать, на самом деле, очень трудно.

Интуиция не терпит сознательного намерения, поэтому мы и попадаем в поток, играя музыку «без всякой цели». И принимает музыку этого потока наш духовный опыт, уж простите за такие слова, но точнее не скажешь. Это совсем иное, измененное состояние (думаю будет нелишним подчеркнуть, что никакими стимуляторами мы не пользуемся), где нет неправильных нот, время течет по-другому, где ВСЕ ТАК.

И вот, представьте: потом вы как будто бы просыпаетесь, с удивлением слушаете записанное и не понимаете, как вы это сыграли. Конечно, это играли не вы, Петя Иванов, а тысячелетний музыкант внутри. И мы тратим очень много времени и сил, чтобы научиться это играть, приведя в соответствие человеческий опыт с духовным. Надеюсь, не сильно вас испугал?

А если еще проще: наша задача огранить этот бриллиант, чтобы это для слушателей стало просто музыкой – самой прекрасной на земле, которая никогда не надоест, которая их будет вдохновлять, давать силы, приводя в гармонию с окружающим миром. И при этом это композиции, где есть музыка и слова, где большую роль играет грув. И всегда для всех в этой музыке будет звучать величайшая загадка.

В общем, бояться этой музыки не надо, это не авангард, не сиюминутные эксперименты, которые могут не иметь нужного результата, не скучные инструментальные запилы. Это просто самая красивая музыка на земле, музыка сфер, которая не может никогда надоесть, потому как она не сделанная, а просто очень точно впущенная в наш мир.

С: zerolines официально появился в 2000 году. Но почему за все эти годы было так мало выступлений? Это такая "фишка", или получается случайно? 

О.Н: У нас ушло 15 лет на то, чтобы осознать масштаб проекта и сделать музыкальный продукт в привычном виде – альбом и концерт. Хуже от этого музыка не стала, она вечная, мы просто к ней смогли приблизиться и до нее дорасти. Вопрос другой – со дня премьеры в 2016 году прошло два года, и zerolines со сцены прозвучал всего три раза. Тут уже вопрос ритуалов: определенная музыка может играться лишь в определенных местах. Самба – лучше всего на бразильском карнавале, духовные песнопения – в храмах. Для zerolines крайне важно место, где музыка может звучать, просто так играть ее в клубах и на концертных площадках мы не хотим и не можем. 

С: Почему местом проведения ближайшего октябрьского концерта выбран именно Московский планетарий - место, которое с музыкальными мероприятиями ассоциируется чуть ли не в последнюю очередь? 

О.Н: В первую очередь - это его устройство и технические возможности. Они, по сути, лучшие на данный момент в Европе. Полнокупольные проекции будут уносить всех зрителей в иные измерения и в самой лучшей степени соотноситься с музыкой. Мы привозим в этот вечер дополнительное звуковое оборудование, словом, Московский планетарий становится высококлассной концертной площадкой с безграничными визуальными возможностями. Изначально в этом проекте была крайне важна визуальная составляющая, для которой огромный купол планетария – самое то.

С: Вы подготовили для зрителей новую программу "#2018". Можете ли раскрыть некоторые секреты предстоящего выступления? Куда больше обращать внимание - на сцену и музыкантов или на потоковый видеоряд?

О.Н: Лучшие места, те, которые сзади, открою вам секрет. Музыканты, сидящие на сцене, будут отвечать за вибрации, и важно чувствовать именно эти вибрации, а не смотреть на людей, которые эти волны запускают. Лежать в кресле, потерять свое тело, отдаться, раствориться, слиться с потоками на куполе, после концерта вы выйдете к ночной Москве совсем иными, поверьте мне. Наша главная задача, чтобы этот заряд был настолько сильным, чтобы не потерять его на долгие зимние месяцы. В идеале – никогда.

Что касается секретов, мы попытаемся взаимодействовать с вниманием. Вся вторая часть концерта, построенная на новом материале, будет состоять из МУЗЫКИ и некоторых частей НЕМУЗЫКИ. Про МУЗЫКУ, я надеюсь, я вам всё объяснил. Что касается НЕМУЗЫКИ – тут уж позвольте мне сохранить интригу.

Билеты на концерт zerolines 30 октября в Москве

Фото на обложке: Максим Шумилин