В этом году чешский мультиинструменталист Томаш Дворак, известный как Floex, выпустил долгожданный альбом «Portrait Of John Doe», записанный совместно с британским кинокомпозитором Томом Ходжем и Пражским Симфоническим Оркестром. 

Уже совсем скоро музыканты презентуют новую работу в столицах — концерты пройдут 23 ноября в московском клубе Aglomerat и 24 ноября в петербургском КЗ Лендок. В преддверии долгожданных событий «Сова» поговорила с Томашем и Томом об аспектах работы с оркестром, изменениях в индустрии электронной музыки, роли визуальных эффектов в ней и многом другом.

Купить билеты на концерт Floex + Tom Hodge в Москве

Купить билеты на концерт Floex + Tom Hodge в Санкт-Петербуре

Картинки по запросу floex and tom hodge
Frontman.cz
  • Вы помните вашу первую встречу? Как она произошла? И как вы решили записать совместный альбом?

Том: Да, мы встретились на фестивале в Берлине в 2014 году. Позднее я работал над балетом в Восточной Германии, и у меня оставалось время между репетициями. Тогда я подумал, что было бы неплохо навестить Томаша в Праге, так как ехать было относительно недалеко. Конечно, когда мы встретились, мы начали вместе экспериментировать с музыкой! Но на том этапе у нас не было никаких грандиозных планов. Процесс был полностью естественным. Только после этих первоначальных экспериментов мы поняли, что что-то получается и нам нужно продолжать.

  • «Portrait Of John Doe» был записан с Пражским Симфоническим Оркестром. Был ли у вас подобный опыт ранее? Каково это — работать с целым оркестром?

Том: Я запиcывался с оркестром несколько раз благодаря своей работе в кино и на телевидении, и это всегда интересно. Однако для Томаша это, кажется, был первый подобный опыт…

Floex: Точно, я лишился оркестровой «девственности». Для меня это был замечательный опыт. Было очень здорово узнать, как это все делается. В общем, сначала мы писали все при помощи оркестровых звуковых банков, а потом Том вместе со своим коллегой Крисом переписывал все в партитуре оркестра.

  • Томаш, ты занимаешься IDM-музыкой уже больше 20-ти лет. Что, на твой взгляд, изменилось в этой отрасли музыкальной индустрии за прошедшее время?

Floex: Ну, это интересный вопрос, изменилось очень многое. Я думаю, что самое важное — объем информации, которая проходит через неё. Объем выпускаемой музыки, общий информационный поток. Кажется, количество хорошей музыки остается неизменным, а вот количество всего «остального» растет. Из хорошего, полагаю, можно назвать размывание воображаемых границ разных культурных сфер.

  • Вы много работали над саундтреками к кино и играм, какие из них вы можете назвать своими самыми любимыми?

Том: Ранее в этом году я закончил огромный проект для BBC — саундтрек для прайм-тайм драмы канала «McMafia». Там было восемь эпизодов, и мы с моим давним коллаборатором Францем Кирманном суммарно написали для шоу четыре часа музыки. Я никогда не работал над проектами подобной величины, так что было очень интересно попробовать направлять свой творческий процесс в таком масштабе.

Floex: Мои любимые проекты — это саундтреки к играм Amanita Design. Они делают очень красивые игры, и некоторые из проектов, над которыми я работал, например, серии «Machinarium» и «Samorost», очень вдохновляют.

Читайте также: Спроси артиста: Architects отвечают на вопросы фанатов

  • Можете ли вы назвать все музыкальные инструменты, которыми владеете? Есть ли инструменты, на которых вы хотите научиться играть, может быть, что-то экзотическое (например, армянский дудук или русская балалайка)?

Том: Фортепиано и кларнет. Я играл и на других инструментах — саксофоне, даже на фаготе. Но сейчас я больше ценю тех потрясающих музыкантов, которые посвящают свою жизнь изучению одного конкретного инструмента. Поэтому, когда это возможно, я прошу их сыграть что-то для меня вместо того, чтоб играть самому, но плохо. Думаю, это более универсальный подход! Приятно, конечно, выбирать необычные инструменты и попробовать их, но, честно говоря, с таким ограниченным количеством свободного времени (когда удаётся именно играть, а не сочинять музыку) я однозначно предпочту игру на фортепиано.

Floex: Весьма необычный вопрос. У меня в студии много инструментов: фортепиано, саксофон, множество флейт, сансула, десятки металлофонов, множество синтезаторов... Иметь возможность записать что-то на инструменте и действительно уметь играть на нём — совсем разные вещи. Мне кажется, единственным инструментом, на котором я реально умею играть, является кларнет, а инструмент, через который я познаю музыку — фортепиано.

  • Есть ли какие-то идеи музыкальных проектов, которые вы хотели бы воплотить в жизнь, но у вас нет возможности сделать это прямо сейчас?

Floex: Мечтаний всегда много, а вот времени на их реализацию мало. Я занимаюсь большим количеством интерактивных мультимедийных проектов на протяжении последних двадцати лет. Думаю, пришло время, когда я хотел бы попытаться реализовать все в одном live-проекте. Надеюсь, получится реализовать это в ближайшем будущем.

  • Вы сами работаете над визуальной частью своих концертов. На ваш взгляд, насколько важны визуальные эффекты для электронного шоу? К этому туру вы подготовили специальное визуальное шоу, можете рассказать о нём?

Том: Я считаю, что для чисто электронного шоу визуальные эффекты крайне важны. Мы ведь живем в аудиовизуальном мире! Эти эффекты создают дополнительную мощную связь между зрителем концерта и артистом. К тому же мы играем вживую с  группой, потому зрителям есть, чем насладиться на концерте. В этом туре мы очень рады представить особую визуальную концепцию. Когда мы обсуждали, как нам играть вживую, то убедились, что это невозможно без симфонического оркестра! Однако вскоре мы скорректировали наши ожидания, и Томаш (с его-то опытом!) придумал, как транслировать виртуальный оркестр в проецируемые воздушные шары, плавающие над нашими головами. В прошлом году мы проводили пилотный концерт с Пражским Симфоническим Оркестром, и чтобы зафиксировать и передать их движения, мы расставили 35 камер GoPro между музыкантами, а результат лег в основу нашего «Виртуального Оркестра John Doe».

  • Электронные шоу часто полны экспериментов и странных перформансов. Какой самый лучший и самый странный концерт вы когда-либо играли?

Том: Меня пригласили сыграть концерт с Максом Купером в Abbey Road Studio 2. Это, конечно, одна из самых знаковых студий в мире, где было записано множество известных альбомов, поэтому там была особая атмосфера.

Floex: Однажды я отыграл одно действительно странное шоу в Нидерландах, на корабле под названием «Стубниц». Это вроде как было рыбацкое судно с довольно большим резервуаром внутри, где находился клуб. Тот концерт был воистину самым странным. А вот определиться с лучшим концертом нелегко. На самом деле, об этом не так просто судить, и это определенно не связано с престижностью места и подобным. Часто большие концерты не такие уж комфортные, потому что не хватает интимности. Хорошее впечатление о концерте — это совокупность очень длинного списка разных элементов, некоторые из них очень технические и ни капли не творческие, некоторые вообще зависят от того, как прошёл твой день и как ты настроен на выступление. Время от времени все эти вещи идеально складываются как пазл, и получается прекрасный концерт.

Это интересно: Театр будущего: чем удивит Мобильный художественный театр студии Михаила Зыгаря

  • Томаш, ты уже выступал в России в 2013 году, более пяти лет назад. Каково твоё впечатление о стране?

Floex: Я помню, когда мы выступали, люди там были действительно «эстетствующие», если можно так сказать. Они серьезно отнеслись к нашему выступлению, вслушивались в музыку, ценили ее. Было приятно это видеть и испытывать, и мне любопытно, повторится ли подобное в этот раз.

  • Санкт-Петербург и Москва станут последними двумя концертами в вашем туре. Каковы ваши ожидания от шоу?

Том: Мы очень рады представить российской аудитории нашу новую запись вживую! Надеемся, что вам понравится.

  • Какую музыку вы сами слушаете в последнее время и могли бы порекомендовать своим слушателям?

Том: Не очень часто слушаю музыку, если честно. Во время гастролей требования к моим ушам очень жёсткие, так что в свободное время я стараюсь выбирать тишину.

Floex: Недавно стал действительно большим поклонником Ника Берча, он в своем роде джаз-дзен пианист. Он использует музыкальную формулу классического минимализма и делает с ней нечто уникальное — это звучит и приятно, и изысканно. На меня также сильно влияют диджеи: мне нравится новый альбом Olaf Stuut «Inner River» и, как правило, многие релизы лейбла Atomnation. Также люблю музыку Стефана Бодзина за её силу и простоту. Это из любимого на данный момент.

  • Есть ли какие-нибудь артисты, которые вас вдохновляют? Можете назвать троих лучших музыкантов всех времён?

Floex: Конечно. Хотя трудно выбрать всего троих, если брать во внимание целых двадцать лет, которые я занимаюсь музыкой. Потому я бы выбрал что-то очень старое из электронной музыки, кое-что новое и что-то вовсе не из мира электронной музыки— пусть это будут Black Dog, Джон Хопкинс (Jon Hopkins) и Стивен Райх (Steve
Reich).

Том: Выбрать три имени практические невозможно! Пусть будут Бах, Моцарт и Майлз Дэвис, дабы сбалансировать этот перечень.

Купить билеты в Москве       Купить билеты в Санкт-Петербурге

Афиша концерта

Обложка: DMC World Magazine