Из тридцати треков, набравших больше всего просмотров на YouTube за последние 24 часа, шестнадцать — на испанском языке. Разбираемся, что происходит.

Безумный успех «Despacito», клип на которую стал самым просматриваемым видео в истории, оказался лишь верхушкой айсберга. На протяжении этого года уже 13 испаноязычных песен смогли пробиться в Billboard Hot 100. Для сравнения, в 2016 году это удалось пяти композициям, в 2015 — всего двум.

Латиноамериканская музыка становится все популярнее. Почему?

История

То, что в русском языке мы называем «латиноамериканской музыкой», — на самом деле условное обозначение всей совокупности музыкальных жанров, возникших и набравших большую популярность в странах Латинской Америки, Испании и, в меньшей степени, Португалии.

Мамбо, румба, меренге, кумбья, сальса, босса-нова, бачата, кандомбе — вот далеко не полный список направлений, оформившихся в Латинской Америке и в разных пропорциях сочетающих европейскую, индейскую и африканскую музыкальные культуры.

Несмотря на то, что в прошлом отдельным жанрам, исполнителям и композициям удавалось приобрести популярность (вспомните танго, Хулио Иглесиаса или «Макарену»), первая волна массового успеха пришла к испаноязычной музыке на рубеже тысячелетий — с Шакирой, Рики Мартином, Энрике Иглесиасом, Паулиной Рубио, Алехандро Сансом и Натальей Орейро.

Эффект «Despacito»

Главная песня 2017 года провела 16 недель на вершине Billboard Hot 100, повторив рекорд «One Sweet Day» Мэрайи Кэри и Boyz II Men. Музыкальное видео собрало 4 миллиарда 431 миллион просмотров за 11 месяцев (на момент публикации у клипа уже около 433 млн. просмотров. — прим. ред.), став самым просматриваемым клипом в истории.

Кажется, успех «Despacito» пробил стену: в этом году в Hot 100 смогли попасть 13 композиций на испанском — два года назад таких песен было две. Хит Джея Бальвина «Mi Gente» добрался до третьей строчки (в последний раз две неанглоязычных песни одновременно находились в топ-10 в 1963 году). Летом 2017-го сразу 7 латиноамериканских песен вошли в тридцатку самых популярных треков лета на Spotify, чего никогда не случалось ранее.

Ни Луиса Фонси, ни Дэдди Янки не опишешь словом «прорыв»: оба записали свои первые альбомы еще в девяностых. Популярность «Despacito» объясняется не только чисто музыкальными особенностями трека, но и рядом объективных факторов.

Испанский язык — четвертый по распространенности в мире

Язык — важный фактор, формирующий рынки.

По числу людей, для которых язык является родным, испанский (436 миллионов) занимает второе место после китайского (897 миллионов). Всего на испанском говорит 527 миллионов — четвертый показатель после китайского, английского и хинди. Это число постоянно растет, и рынок постепенно расширяется.

Кому, как не испаноязычным музыкантам, пытаться оспорить гегемонию английского языка? Индия и Китай пока явно не готовы.

Латиноамериканизация США

Однако едва ли не важнее тот факт, что испаноязычное население увеличивается в Соединенных Штатах — центре мировой массовой культуры.

В то время как Дональд Трамп пытается отгородиться от Мексики стеной, внутри его страны интерес к латиноамериканской культуре растет — не в последнюю очередь потому, что в США уже сейчас живет более 40 миллионов испаноговорящих (12–13% населения). 47% жителей штата Нью-Мехико называют испанский родным, в Калифорнии и Техасе показатель достигает 38%.

Более того, в составе США есть регион, где больше 90% говорит на испанском — Пуэрто-Рико. Это уникальная точка, в которой латиноамериканская культура сочетается с прямым выходом на североамериканский рынок. Именно отсюда родом Рики Мартин и герои этого года Луис Фонси и Дэдди Янки.

Исследование 2015 года показало, что типичный испаноязычный житель США тратит 135 долларов на музыку (походы на концерты, покупку альбомов) ежегодно, что на 30% больше среднего показателя по стране. Такие цифры ориентируют музыкальный бизнес на испаноговорящий рынок.

Глобализация и стриминг-сервисы

В мире, где музыка распространяется на пластинках, «Despacito» никогда бы не стала мировым хитом. Однако в мире интернета слушатель получает моментальный доступ к новым релизам через социальные сети, «Ютуб» и стриминговые сервисы.

Президент Universal Music Latin America утверждает, что с начала нулевых компания выпустила по меньшей мере четыре мировых хита на испанском, включая «Gasolina» Дэдди Янки и «Bailando» Энрике Иглесиаса. Ни у одного из них не было возможности разлететься по миру со скоростью «Despacito» или «Mi Gente»: дело именно в стриминговых ресурсах.

Доля интернет-пользователей в странах Латинской Америки за 6 лет увеличилась с 36 до 55 процентов и продолжает расти. Мексика и Бразилия входят в топ-4 по общему числу прослушиваний на Spotify. Плейлист «Baila Reggaeton» («Танцуй реггетон») занимает третье место в мире по воспроизведениям, а в июле ветеран жанра Daddy Yankee стал самым популярным исполнителем на Spotify (44,7 миллионов слушателей ежемесячно), обогнав Эда Ширана.

Глобализация приводит к тому, что мировые музыкальные тренды все больше синхронизируются. Реггетон слушают не только в Сан-Хуане, Мадриде и Майами, но и в Берлине, Сингапуре, Москве. Из тридцати треков, набравших больше всего просмотров на YouTube за последние 24 часа, шестнадцать — на испанском языке.

Будущее

Если раньше Рики Мартин или Энрике Иглесиас были вынуждены петь на английском, чтобы выйти на международный рынок, то теперь уже Джастин Бибер пытается перейти на испанский (вживую пока получается плохо), а Эд Ширан выпускает оригинал «Shape of You» в один день со специальной «латиноамериканской» версией от Zion & Lennox.

Пока американские исполнители стремятся записать фит с кем-нибудь из испаноговорящих, слушатели гадают, какая песня станет следующей «Despacito».

«Despacito» – официально самый популярный трэк в мире