Краткий обзор японской хип-хоп сцены – перевод статьи Хассе Лемола для hypebeast.com.

Хип-хоп в Японии – интересная тема с точки зрения и его появления, и последующего развития. Как показывает беглый взгляд на местную прессу, сейчас этот жанр живее, чем когда-либо, но в некотором отношении он все еще находится на периферии японской музыкальной сцены. Ведущие СМИ и лейблы звукозаписи по-прежнему немного неохотно сотрудничают с японскими хип-хоп музыкантами, вынуждая их полагаться на поддержку широких масс – что, в свою очередь, породило новое поколение преданных фанатов.

Нельзя недооценивать и влияния жанра на моду Токио: короткая прогулка по кварталу Харадзюку поразит вас обилием винтажных олимпиек, бейсболок, баскетбольных маек, мешковатых штанов и других пережитков хип-хоп культуры 90-х. Присутствие элемента ностальгии также характерно для многих исполнителей, чье звучание отличается скорее спокойной манерой, нежели резкими переходами. Процветающая в стране бит-музыка только усиливает это влияние и делает Японию перспективной площадкой для сотрудничества исполнителей и продюсеров. 

Прежде чем мы сможем начать разговор о новой волне перспективных талантов, давайте кратко рассмотрим первые зачатки жанра и его последующее развитие с середины девяностых до начала нулевых. Самые ранние намеки на лирику хип-хопа можно услышать в треках Yellow Magic Orchestra, The Drifters и Snakeman Show, но в целом подобные эксперименты были довольно редкими. Реальный культурный сдвиг стал побочным эффектом волны брейкданса.

Еще в 80-е годы фильм о новаторах хип-хопа из Соединенных Штатов, «Wild Style», стал хитом кинотеатров в Токио, и его популярность подтолкнула некоторых музыкантов из фильма перелететь океан и исполнить свои приемы вживую. Свобода брейкданса – своего рода бунтарство – зажгла искру индивидуализма и либерализма в японской молодежи, а это, в свою очередь, привело к росту популярности хип-хоп музыки наряду с диджеингом и фристайлом. В это время также начинает увеличиваться поток аудиозаписей из Соединенных Штатов, а Хироши Фудживара, он же «крестный отец уличной одежды», каким мы знаем его сегодня, становится одним из лидеров этого движения.

Коммерческий успех пришел к хип-хопу только в середине девяностых – и в музыке, и в моде. DJ Krush, Scha Dara Parr, Ozawa Kenji, King Giddra и Lamp Eye популяризировали жанр и сломали часть культурных границ. В то же время более очевидным стало взаимодействие жанра с модой, когда многие популярные бренды начали сотрудничать с исполнителями хип-хопа. К началу 2000-х хип-хоп сцена страны начала действительно процветать и развиваться по своему собственному пути, а исполнители стали фокусироваться на темах, актуальных для Японии, вместо подражания музыкантам из США. С учетом огромных различий в структуре языка, развитие собственной лирики потребовало определенного времени, но обозначило реальное появление хип-хопа в Японии и его намерение остаться там навсегда.

Новое поколение рэперов стало известным не только благодаря музыкальным начинаниям, но и чувству стиля. Рэп и мода сейчас связаны более, чем когда-либо, и их единство позволяет создать более уникальный образ. Социальные сети только ускорили процесс развития жанра. Мы выбрали 10 японских исполнителей хип-хопа, которые оказали влияние на жанр в последние годы. Некоторые из них уже довольно известны, другие только начинают свой путь – мы надеемся, что эти имена дадут вам представление о том, как выглядит японская хип-хоп сцена в 2017 году.

 

Anarchy

Один из самых известных исполнителей в списке – 35-летний рэпер знаком с историей становления японского хип-хопа по собственному опыту. За его сценическим именем стоит бунтарство на протяжении всей жизни – начиная с хулиганской юности, когда он входил в субкультуру байкеров Босодзоку. Под впечатлением от исполнителя Zeebra из хип-хоп группы King Giddra он решил попробовать свои силы в рэпе. Уроженец Осаки с тех пор выпустил шесть студийных альбомов. 

 

 

C.O.S.A.

Вероятность того, что C.O.S.A. начнет свой путь в хип-хопе, была ничтожно мала – он родился в городе Тирю префектуры Айти, который отнюдь не является одним из культурных центров страны. К хип-хопу он пришел через интерес к лоурайдерам и в 12 лет уже начал писать тексты песен.

Вскоре после этого C.O.S.A. сам стал продюсировать треки и выпустил успешный совместный альбом с CAMPANELLA Только в 2013 C.O.S.A. вновь вернулся к рэпу и с тех пор не теряет популярности в Японии, часто сотрудничая с исполнителями вроде Kid Fresino и jjj.

 

 

ISSUGI

Один из соучредителей Dogear Records, Issugi является одной из самых уважаемых фигур в андеграундном японском хип-хопе. История его обширной дискографии началась более десяти лет назад, когда он участвовал в записи альбома Seeda и DJ Isso «Concrete Green» в составе Monju (куда также входили Senninshou, Mr. Pug и 16FLIP), а затем выпустил свой первый проект «103LAB.EP» в 2006 году.

Реальный прорыв в карьере Issugi произошел благодаря релизу первого сольного альбома «Thursday» в 2009 году, который в итоге свел его с легендами бит-музыки Budamunk и Mass-Hole, совместно с которыми он выпустил второй альбом в 2010 году. В данный момент уроженец Токио занимается больше «закулисной» работой, способствуя продвижению молодых талантов с помощью своего лейбла. Issugi также входит в дуэт с Budamunk. 

 

KANDYTOWN

Вместо того, чтобы подхватить новую волну трэпа, Kandytown неизменно возвращается к ностальгичному звучанию 90-х, но делает его более живым. В составе команды 15 участников (их было 16 до трагической кончины основателя группы Yushi), и она располагает всеми, в ком нуждается хип-хоп: начиная с эм-си, ди-джеев, продюсеров и инженеров и заканчивая кинорежиссерами. Сейчас группа подписала контракт с лейблом Warner Music Japan и с Reebok Classics  и рассчитывает сделать 2017 самым успешным в своей карьере на данный момент.

 

Kid Fresino

Один из самых перспективных начинающих исполнителей на сцене страны. Ему всего 23, и его имя ассоциируется с энергичной и легкой манерой исполнения – она была его особенностью ещё тогда, когда вместе с jjj и Febb он входил в состав группы Fla$hbackS. С тех пор он сотрудничал с такими ветеранами хип-хопа, как ISSUGI, S.L.A.C.K., Senninshou и их лейблом Dogear Records. Fresino также работал совместно с Diaspora Skateboards, записывая саундтреки к их видео.

 

kiLLa

Еще одна группа, которая недавно привлекла к себе много внимания. kiLLa – пожалуй, лучший представитель нового поколения хип-хоп исполнителей Токио, который миксует элементы трэпа с каламбурами в текстах. Коллектив самостоятельно занимается продакшном, техническими вопросами и видеорежиссурой. Учитывая уникальную энергетику kiLLa и абсолютную независимость от чужого мнения, можно почти наверняка утверждать, что захват сцены группой только начался.

 

KOHH

Восхождение KOHH в высший эшелон японского хип-хопа было довольно захватывающим. Ему 26; его стиль отличается эклектичностью и в одежде, и в музыке; он стал одним из первых японских рэперов, действительно сделавших себе имя за рубежом. На родине он был уже довольно известен благодаря череде релизов «Yellow tape» и паре альбомов, но на весь мир его прославила последняя строка композиции Keith Ape «It G Ma». После этого его имя часто появлялось на сайте «Worldstar», и он даже дал интервью на радиостанции HOT 97.

KOHH ещё раз подтвердил свой статус культурной иконы, когда стал хитом закрытия показа бренда Хиромичи Очиаи «Facetasm» во время Парижской недели моды. Совсем недавно он выпустил новый альбом «DIRT II» с дерзким звучанием, вдохновленным роком, ​​еще раз доказав, что является одним из самых непредсказуемых исполнителей в Японии на данный момент.

 

 

PUNPEE

Карьера Punpee как эмси началась еще в 2002 году, но он получил более широкое признание только в 2006, когда стал победителем «Ultimate MC battle» – ежегодного конкурса, который проводит Libra Records. Зарекомендовав себя как виртуозный лирик, Punpee объединился с Gapper, в результате чего в 2007 году сформировался дуэт P&G. Вскоре к ним присоединился его брат S.L.A.C.K. (о нем ниже), сменив название группы на PSG. Карьера Punpee не ограничивается рэпом – он также достаточно популярен благодаря продюсерской деятельности, в рамках которой он сотрудничал с Rhymester, Towa Tei и Tofubeats. Еще он пробовал свои силы в рекламных джинглах и даже выиграл чемпионат битвы сэмплеров «MPC Gold Fingaz Kitchen», организованный компанией Akai в 2009 году. 

 

S.L.A.C.K.

S.L.A.C.K. - талантливый эмси и битмейкер, который записывает расслабленные треки с большим акцентом на лирику. Главный прорыв в карьере S.L.A.C.K. случился в 2009 году, когда он за девять месяцев выпустил два своих первых официальных альбома «My Space» и «Whalabout» под собственным лейблом Dogear Records. С тех пор он утвердился в качестве одного из ведущих авторитетов японского андеграундного хип-хопа, выпустив за это время еще четыре полноценных альбома - и это не считая многочисленных коллабораций.

 

THE OTOGIBANASHI’S

Звучание the Otogibanashi's с трудом поддается определению. Япония никогда раньше не слышала подобный вайб, и, вероятно, именно поэтому их треки действительно западают в голову. Их неясный, игривый стиль прослеживается также в музыкальных клипах, которые варьируются от головокружительных DIY-роликов до юмористических пародий. Знатоки японской уличной модой, наверняка знакомы с принтом группы Creative Drug Store, который завоевал уже много поклонников и привлек внимание гиганта розничной торговли Beams, выделившего для группы временную торговую площадку. 

 

Оригинал статьи

  • slovo_musa

    А как же Takagi Kan? Неприлично было обойти этот коллектив вниманием ибо в начале 90-х они уже сотрудничали с такими титанами хип-хопа как De La Soul

  • Илья

    Статья конечно не совсем верна.

    А как же такие ЗНАКОВЫЕ и ВАЖНЕЙШИЕ представители японорэпа, которые и создавали этот жанр?

    RHYMESTER, King Giddra, DS455?

    И совсем уж обидно что упустили AK-69, который делит с Коххом "корону" японохипхоп сцены.
    К слову, AK-69 популярней Кохха на родине.

  • Oleg Moroz

    Я бы тогда упомянул о бывшей Nitro Microphone Underground, молодых AKLO и SALU, а также о Tha Blue Herb, о популярных исполнителях Young Hastle, DUTCH MONTANA, и DOGMA.