10 фактов, которые нужно знать о PJ Harvey

10 фактов, которые нужно знать о PJ Harvey

18 июня в Москву приедет англичанка PJ Harvey – легенда альт-рока возглавит лайн-ап фестиваля Ahmad Tea Music Festival (билеты здесь) и представит долгожданный новый альбом. Мы же рассказываем, что нужно знать о музыканте-хамелеоне, которая вот уже третье десятилетие носит титул королевы инди-рока.

Она - эталонная инди-звезда.

Появившаяся из пучины растрепанных волос, сигаретного дыма, депрессивных гитарных аккордов и самозабвенного самокопания начала 90-х британка Полли Джин Харви сначала стала олицетворением золотой эры альтернативного рока. А затем легко пережила 90-е, не канула в лету и наотрез отказалась подавать какие-либо признаки стагнации. С тех пор выросло уже целое поколение юных независимых музыкантов, которые чтят Харви своей крестной матерью (далеко ходить не надо – уже приезжавшая в Москву Bat For Lashes многим обязана своей землячке). Кстати Курт Кобейн считал дебютную запись Харви («Dry», 1992) своим 16-м любимым альбомом.

К роли независимой во всех смыслах артистки PJ пришла не сразу: свои первые два альбома она записала в качестве лидера PJ Harvey Trio, а уже третий альбом, ставший прорывом «To Bring You My Love», она выпустила сольно, но под чутким руководством продюсера-титана Flood, на счету которого записи Depeche Mode, U2, New Order и вообще всех, от кого фанатели ваши родители в лихих 80-х. Тот альбом Харви до сих пор считается одной из знаковых записей 90-х и входит в список 500 лучших пластинок всех времен по версии Rolling Stone.

Она ненавидит повторяться.

Это касается как звучания, так и внешнего вида – к выпуску каждой пластинки PJ устраивает сеанс преображения, тщательно прорабатывая новый имидж. То вдохновится электроникой («Is This Desire?», 1998), то пофлиртует с поп-роком («Stories From The City, Stories From The Sea», 2000), то решит самостоятельно записать все инструменты на альбоме, а запись перенести из душных студий в собственную гостиную («Uh Huh Her», 2004). Что касается визуальной стороны, то еще в середине 90-х стиль Харви мигрировал из тесных баров в театральные кулуары, сделав ее образ куда драматичнее и экстравагантнее. Яркие голубые тени? Легко. Перья вместо головного убора? Пожалуйста.

На родине ее почитают как национальное достояние.

Харви так и не удалось покорить Штаты (хотя несколько ее записей все-таки добрались до чарта Billboard). Впрочем, ее это не должно особо волновать: славы в родной Великобритании должно быть вполне достаточно. В 2013-м Харви в компании Адель стала кавалером Ордена Британской империи за свой вклад в культуру. Харви в свою очередь выпускает полные важных социальных и политических вопросов песни: альбом «Let England Shake» (2011) и вовсе можно считать одним большим протестом. Пластинка стала «Альбомом года» по версии множества авторитетных изданий (от NME до Mojo), продалась внушительным тиражом, принесла Харви уже вторую премию Mercury и доказала, что никогда не поздно научиться играть на автоарфе.

Она очень серьезно подходит к своим клипам.

//www.youtube.com/watch?v=N7s9bnkGeBc

Уж дебютный клип Харви, «Dress», был весьма странным зрелищем: чудные образы, повторяющиеся кадры… В чем секрет? У Харви и режиссера-дебютанта Maria Mochnacz хватило денег только на 12 минут съемки, поэтому им пришлось подключать фантазию и придумывать, как бы растянуть наснятые дубли на полноценный клип. Муки творчества так сплотили парочку, что Мария стала близким другом Харви и чуть ли не самым важным человеком в ее карьере: с тех пор именно ей Харви доверяет снимать обложки своих альбомов и клипы.

Что касается клипов, то о них можно говорить часами. Или и вовсе прочитать вышедшую пару лет назад книгу «PJ Harvey and Music Video Performance», в которой каждый ролик Харви пропущен через мясорубку анализа. Правда ли Харви перевоплотилась в шекспировскую Офелию в клипе «Down By The Water»? Почему она гуляет по Калифорнии в клипе «The Letter»? Можете смело покупать книгу и с головой нырять в теории, которые выдвигает автор. Или просто вбить «PJ Harvey» на YouTube и самостоятельно расшифровать полные метафор видеоработы Харви.

Она была музой Ника Кейва.

Кто мог бы стать лучшим избранником для Харви, чем самый инфернальный австралиец в истории? Роман Харви и Ника Кейва был стремительным, но, как это часто бывает у творческих людей, весьма плодотворным. Харви записала сразу два дуэта с Кейвом для его знакового альбома 1996 года «Murder Ballads» – того самого, где он топил Кайли Миноуг. А уж когда пара рассталась, то тут Кейв и вовсе получил карт-бланш: на следующей своей пластинке «The Boatman’s Call» (которую многие считают его лучшей) сразу три песни посвящены английской музе Кейва. Что касается самой Харви, то она постоянно отмечает, что не любит писать автобиографичные песни, так что есть ли в ее дискографии записи о высоколобом экс-бойфренде – загадка. Зла она на него явно не держит: пару лет назад она перепела один из хитов Кейва «Red Right Hand».

Она успела поработать со множеством великих музыкантов.

Помимо Кейва, Харви частенько оказывалась в одной студии с не менее именитыми коллегами. На альбоме «Stories From The City, Stories From The Sea» можно найти весьма романтичный дуэт с Томом Йорком «This Mess We're In». В 1998-м она спела с Трики на альбоме “Angels With Dirty Faces”. Участвовала в записи альбома Marianna Faithfull “Before the Poison” (2004). Пела и играла на множестве инструментов на альбоме The Desert Sessions, сайд-проекта Josh Homme из Queens of the Stone Age.

В свободное время она лепит скульптуры и рисует.

Талантливый человек талантлив во всем и так далее. Учитывая, что Харви освоила, кажется, все возможные инструменты, неудивительно, что в какой-то момент ее рука потянулась к глине и кистям. Ее скульптуры периодически выставляются в галереях, а в 2013-м Харви приняла участие в издании ежеквартального литературного журнала «Zoetrope», где главредствует Фрэнсис Форд Коппола. Рисунки Харви украсили рассказы Вуди Аллена – вот уж и правда неожиданная коллаборация!

Что касается искусства, то в прошлом году Харви решила сама побыть экспонатом, правда вместо «лабутенов» принесла в лондонский культурный центр Somerset House множество музыкальных инструментов и стекло, из которого соорудила звукозаписывающую студию. Все желающие могли следить за тем, как Харви пишет новый альбом: входной билет позволял 45 минут наблюдать за творческим процессом. Очевидцы говорят, что зрелище было захватывающим.

Она выпускает сборники стихов.

Удивительно, что первый сборник стихов Харви вышел только в прошлом году. Впрочем, процесс подготовки был серьезным. Харви в компании фотографа Симуса Мерфи объездила полмира: пара побывала в Косово, Афганистане и Вашингтоне. С Мерфи она сдружилась во время работы над пластинкой «Let England Shake», а работа над книгой заняла три года. Надеемся, PJ привезет ее и в Москву в качестве мерчендайза. Или и вовсе поснимает у нас материал для будущего продолжения.

Порой она вдохновляется русским фольклором.

Источников вдохновения у Харви уйма, в том числе – русский фольклор. Выпуская альбом «Uh Huh Her», Харви рассказывала в интервью, что изучала нашу фолк-музыку и что та сильно повлияла на звучание пластинки. А в песне «The Glorious Land» с «Let England Shake» и вовсе использован перевод безымянной русской-народной песни. Приезжай к нам почаще, PJ, кокошник подарим.

В этом году у нее выйдет новый альбом.

К приезду Харви в Москву у нее уже выйдет девятый студийный альбом «The Hope Six Demolition Project», первый за пять лет и тот самый, который она писала в стеклянной студии. Учитывая страсть артистки к перевоплощениям и экспериментам, делать какие-либо прогнозы относительно звучания попросту глупо. И это, согласитесь, лучшее, что можно сказать о музыканте.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz