Культура потребления музыки изменилась навсегда. Как мы до этого дошли?

Концепция музыкальных альбомов умерла? Индустрия однозначно отвечает «Да». Прибыль от продаж альбомов на физических носителях и посредством скачивания в интернете неуклонно снижается из года в год. Культура потребления музыки изменилась, и сам формат альбома устарел, как сканер эпоху смартфонов. Почему это произошло? Объясняют эксперты звукозаписывающей индустрии.

Стриминг

Менеджер Джереми Скаллер из The Heavy Group считает, что главный фактор смерти формата LP — новые технологии. Благодаря Spotify, SoundCloud, Google Play и дюжине других сервисов музыкального стриминга, потребителю больше не нужно покупать целый альбом, если его «зацепил» какой-то конкретный трек.

«Вся культура потребления музыки изменилась. Теперь привычнее сразу быстро переключаться от трека к треку. Стало больше выбора, больше возможностей, больше способов слушать и транслировать музыку. В результате у слушателя нет причин потреблять музыку альбомами», — объясняет Скаллер.

Apple и iPod

Всю историю музыки изменил выход плеера iPod от компании Apple, считает ветеран музыкальной публицистики Эрик Алпер.

«iPod дал людям возможность слушать что хочется, когда хочется и сколько хочется. Все, что не цепляло в альбоме забывалось и удадядось из плейлистов мгновенно. А со временем плейлисты заменили альбомы как таковые».

Сегодня музыканты и крупные игроки индустрии звукозаписи в один голос кричат, что сервисы стриминга бьют по их карманам, убивая продажи альбомов. Но Алпер уверен, что именно с iPod началось планомерное замещение альбомов синглами.

«Сервисы стриминга сегодня процветают по тем же самым причинам, по которым когда-то был настолько успешен iPod. Выросло поколение, которое не знает или не понимает самой концепции прослушивания музыки альбомами. Они не станут слушать то, что не хотят слушать», — резюмирует он.

90-е

Эван Липшиц, вице-президент Warner/Chappell Music, который открыл миру Good Charlotte и успел поработать с крупнейшими команиями музыкальной индустрии уверен, что виноваты… сами музыканты!

«Два десятилетия подряд все артисты выпускали альбомы, на которых было 2−3 убойных хита и куча ерунды. Люди платили 25 долларов за CD и чувствовали себя обманутыми», — объясняет он. Возвышение концепта синглов над альбомами — это естественная реакция людей на то, что их столько лет обдирали, — объясняет эксперт — Сегодня можно купить песню за 66 центов или слушать музыку в интернете хоть сутки напролет, отдав 10 баксов за подписку. И если песня появится в пятницу, ты можешь слушать ее всю пятницу”.

Аппетиты публики возрасли

Сервисы стриминга возникли не сами по себе, а как реакция на запрос публики слушать музыку скорее и побольше, — считает Эван Липшиц — Корни этого уходят еще к временам, когда было принято выпускать альбом каждые 18 месяцев. Публика привыкла к этому. Ее нужно было кормить новой порцией музыки, как машину заправлять бензином”.

По его словам, то же самое случилось и с ТВ. Сначала ты привыкаешь, что новая серия выходит каждые выходные, а потом задумываешься: «О’кей, а можно еще быстрее»

А Джереми Скаллер добавляет, что современный слушатель стал менее предан конкретным жанрам. Ты плсушал пару треков рок-н-ролла, и вот тебе уже хочется рэпа или электроники. А слушать целый альбом минут на 40 из композиций одного жанра? Сегодня это немыслимо.

Процесс производства песен стал проще и дешевле, чем когда-либо

Липшиц уверен, что удешевление звукозаписывающей аппаратуры тоже сыграло свою роль.

«Современные технологии позволяют музыкантам записывать песня прямо у себя дома, а не тратить по 2 500 долларов в день за аренду студии и не писать альбом месяцами. Сегодня артист может записать целый сборник за выходные и хочет выпустить его как можно быстрее».

Технологии изменили саму нашу культуру

«Мы все живем в мире, когда менять форматы, вкусы, партнеров и стиль жизни стало нормой», — уверен Скаллер. Для знакомства с альбомом нужно время терпение и соответствующий настрой в духе: «Я прослушаю всю пластинку целиком и сделаю вывод». Современным людям это не нужно.

Звукозаписывающие компании больше не ставят на «темных лошадок»

Алпер заявил, что современная индустрия звукозаписи не дает второго шанса. Они готовы вложиться только в сингл, который гарантированно выстрелит. Продвигать артиста, воспитывать у публики музыкальный вкус — все это в прошлом. Сами музыкальные компании, выпуская продукт, не мыслят категориями «продать тысячу дисков по 20 долларов, 50 DVD по 15 долларов и десять тысяч альбомов на iTunes по 10 долларов. Они предпочитают продать один верный сингл десятки сотни миллионов раз.

По его словам, музыкальная индустрия всегда шла на поводу у публики и принимала новый модный формат. Это потребитель, а не производитель решает, как он будет покупать, и сегодня он выбирает синглы.